Всевышний сотворил все в противоположении[1].
И так же, как Б-жественная душа состоит из десяти святых
сфирот и облекается в три святых одеяния, душа "обратной
стороны", происходящая от "клипат нога"
и облеченная в кровь человека, состоит из "десяти
венцов нечистоты"[2],
и это – семь дурных мидот, которые происходят
от четырех упомянутых выше дурных элементов[3],
и трояко разделенный разум, порождающий их, –
Хохма, Бина и Даат – источник мидот. Ибо уровень
мидот зависит от разума. Ребенок желает и любит незначительные
и не имеющие ценности вещи, так как его разум слишком
мал и незрел для того, чтобы постичь вещи более ценные.
Он сердится и выходит из себя по самым ничтожным причинам.
То же следует сказать о хвастовстве и прочих дурных
мидот. И в момент, когда человек мыслит, говорит или
действует в силу этих десяти дурных категорий, мысль
в его мозгу, речь в его устах и энергия действия в его
руках и всех его членах называются нечистыми одеяниями
этих десяти дурных категорий, в которые эти последние
облекаются во время действия, речи или мысли. И таковы
все дела, совершаемые под солнцем, все – "пустота
и крушение духа"[4],
и, как сказано в книге "Зогар", глава "Бешалах"[5],
они "сокрушают дух"[6]
и т. п. И таковы все речи и все мысли человека, не относящиеся
к Б-гу, к Его воле и служению Ему, что и выражается
понятием "ситра ахра" – другая сторона,
противоположная стороне святости [Кдуша]. Сторона, называемая
Кдуша, есть не что иное, как пребывание в сущем распространенной
на него святости Всевышнего. Но Всевышний пребывает
лишь в том, что полностью предает себя Ему – действительно,
как ангелы, или потенциально, как любой еврей, живущий
на земле, – ведь он может всегда совершить акт
полнейшей преданности Б-гу, отдав за Него жизнь. Поэтому
сказали наши мудрецы, что даже когда кто-либо один сидит,
занимаясь изучением Торы, Шхина почиет на нем[7]
и т. д. Если же это десять человек[8],
Шхина почиет на них постоянно и т. д. Но все, что не
отдает себя Ему, но существует само по себе, в отрыве
от Него, не получает жизненной силы от святости Б-га,
от глубочайшей внутренней части самой святости, но черпает
жизненную силу как бы "из-за спины", и она
опускается от ступени к ступени, проходя бесчисленное
множество ступеней в ходе поступенного нисхождения миров,
через исходные к последующим, и многократно сокращаясь[9],
пока постепенно свет и жизненная сила не уменьшатся
настолько, что могут сжаться и, как бы уйдя в изгнание,
облечься в том, что оторвано от Б-га, чтобы сообщить
ему жизнь и возобновлять из небытия его существование,
дабы оно не обратилось в абсолютное ничто, каким было
прежде, до своего сотворения. И потому этот мир и все,
что его наполняет, называется миром "клипот"
и "ситра ахра", и потому все дела этого мира
тяжки и дурны[10],
и грешники в нем торжествуют, как сказано в книге "Эц
хаим", шаар 42, конец гл. 4*.
Все это несмотря на то, что в нем [в этом мире]
есть десять сфирот стороны Кдуша; и, как сказано в книге
"Эц хаим", шаар 43, в этих десяти сфирот мира
Асия заключены десять сфирот мира Йецира, а в них –
десять сфирот мира Бриа, а в них – десять сфирот
мира Ацилут, а в них – свет Эйн Софа, благословен
Он. Таким образом, получается, что свет Эйн Софа, благословен
Он, облекаясь в десять сфирот четырех миров Абиа, наполняет
всю эту нижнюю землю, как сказано в книге "Эц хаим",
шаар 47, гл. 2, и в книге "Сефер гагильгулим",
гл. 2.
Однако "клипот" подразделяются на две ступени,
и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень
– это три совершенно дурные и нечистые "клипот",
в которых совсем нет добра. В колеснице [видения пророка]
Йехезкеля эти "клипот" названы "бурный
ветер", "великое облако" и пр.[11].
Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех других
народов и их физическое существование, души всех нечистых
и запрещенных в пищу животных[12]
и их физическое существование, а также существование
и дух жизни всех видов запрещенной растительной пищи,
как орла, килъэй гакерем и пр.[13],
и, как сказано в книге "Эц ха-им", шаар 49,
гл. 6, также и существование и жизненная сила каждого
действия, слова и мысли, которые относимы к 365 запретам
Торы и производным от них, как сказано там же в конце
гл. 5.
[1]
Когелет, 7:14. Ко всему, что есть в стороне святости
[Кдуша], есть противоположность в "обратной стороне"
для того, чтобы было возможно проявление свободной воли
человека.
[2]
Ср. Зогар, часть 3, стр. 41а, 70а. Венец - промежуточное
звено между ступенями или мирами. "Клипат нога"
- промежуточная ступень между стороной Кдуша, абсолютным
добром, и тремя совершенно нечистыми "клипот".
Однако "клипот" не могут принять в себя жизненную
силу, исходящую от стороны Кдуша, и она лишь окружает
их, не проникая внутрь, что также дает основание называть
их венцами.
[3]
Тания, часть 1, гл. 1.
[4]
Когелет, 1:14.
[5]
Зогар, часть 2, стр. 59а.
[6]
Нарушают приток Б-жественного к душе.
[7]
Авот, 3:7.
[8]
Сангедрин, 39а.
[9]
Ср. Тания, часть 1, гл. 48
и часть 4, посл. 20.
[10]
Ср. Тания, часть 1, гл. 24.
[11]
Йехезкель, 1:4. Не упомянут третий источник дурного,
названный Йехезкелем "занимающийся огонь".
Эти образы соответствуют связанным с тремя "клипот"
дурными элементами воздуха, воды и огня. Не упомянут
элемент земли, послуживший, как известно из рассказа
о сотворении, основой для сотворения физической природы
растений, животных и человека. Абсолютное зло, три нечистые
"клипот", не имеет отношения к телесной стороне
мира (она может быть, однако, использована запрещенным
образом и тогда включается во зло).
[12]
Ваикра, гл. 11; Дварим, гл. 14.
[13]
Плоды растений, выращенных без соблюдения некоторых
запретов Торы и ставших потому запрещенными для употребления
в пищу.
|