И еще одна [мысль] будет
истинной радостью души, особенно когда в
определенное время человек видит в душе
своей необходимость очищения и освещения
ее радостью сердца, тогда он углубится
мыслью и представит себе воображением,
разумом и пониманием своим истинное
единство Его, благословенного, как Он
наполняет все миры, верхние и нижние, и даже
всю эту землю наполняет слава Его,
благословенного, и все перед Ним как
совершенно несуществующее[1], Он
абсолютно один наверху и внизу, так же как
был Он один до шести дней творения. И в этом
пространстве, в котором сотворен этот мир,
небеса и земля, и все воинства их, Он один
наполняет это пространство, и сейчас Он
также один, абсолютно без всякого изменения,
ибо все творения перед Ним совершенно не
имеют существования, как не имеют
существования буквы речи и мысли в
источнике и корне своем – в сути души и
сущности ее, они же – десять ее категорий:
Хохма [мудрость], Бина [понимание] и Даат [знание]
и т. д., ибо до их поступенного нисхождения к
одеянию мысли нет в них еще категории букв (как
об этом говорится подробно в гл. 20 и 21,
смотри там). И как приводится также s другом
месте аналогия этому из-вещественного мира
– отсутствие существования свечения и
света солнца в источнике его, солнечном
шаре, находящемся в небе. Ибо нет сомнения в
том, что и там его свечение и свет светит и
распространяется, и гораздо сильнее, чем
его распространение и свет в мировом
пространстве, но там он теряет
существование, [так как находится] в своем
источнике и как бы совершенно не существует.
Точно так же, как в этом
сравнении, мир и все, что его наполняет, не
существует по отношению к Источнику своему,
свету – Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, и как о том говорится подробно в другом
месте.
И если человек будет много и
глубоко размышлять об этом, сердце его
возрадуется, и возликует душа его, и
возликует и воспоет он всем сердцем и душой
неописуемо в этой вере, ибо она велика, ибо
это – настоящая близость к Б-гу. И в этом –
весь человек и цель его сотворения и
сотворения всех миров, верхних и нижних, –
быть жилищем Ему в нижних, как об этом
подробно говорится далее[2].
И вот, [если представить себе],
как велика радость простого,
низкорожденного человека, ставшего близким
к земному королю, гостящему у него и
живущему с ним в его доме, тем более
несравненно [велика она] при близости и
пребывании [в нас] Короля королей,
Всевышнего, как написано: "Кто тот, чье
сердце побуждает приблизиться ко Мне,
говорит Всевышний?"[3].
И потому [мудрецы] постановили,
[что следует] воздавать хвалу и
благодарение имени Его, благословенного,
каждое утро и говорить: "Блаженны мы, как
хороша доля наша... и как прекрасно наследие
наше"[4], так же как человек веселится
и радуется наследству, тому, что ему
досталось большое богатство, для
достижения которого он не трудился, так – и
неизмеримо более того – мы должны
радоваться нашему наследию, которое мы
получили от наших праотцев, и это – [познание]
единства истинного Б-га и [того, что] даже
под землей нет ничего, кроме Него, и что это
– Его жилище в нижних[5].
И сказали о том наши мудрецы[6]:
«Шестьсот тринадцать заповедей даны
Израилю. Пришел Хавакук и свел их к одной,
как написано: "А праведник верой своей
будет жить"[7]», – как будто есть лишь
одна заповедь – и это только вера, ибо
только верой человек достигает исполнения
613 заповедей, а именно – когда сердце его
будет веселиться и радоваться вере в
единого Б-га предельной радостью, как будто
есть у него только эта заповедь, и она одна
– цель его сотворения и сотворения всех
миров, тогда душа его, полная силы и
витальности, порожденной этой великой
радостью, высоко вознесется над всеми
преградами, препятствующими исполнению
всех 613 заповедей, – как над внутренними,
так и над внешними.
И об этом сказано: "Верой
своей будет жить" -именно "будет жить",
подобно воскресению из мертвых, оживет душа
его этой великой радостью. И радость эта
удваивается еще и еще, ибо, кроме радости
разумной души от близости ко Всевышнему и
Его пребывания с ней, возрадуется она
вдвойне от радости Всевышнего и великого
удовольствия, которае она доставляет Ему,
благословенному, этой верой, благодаря
которой на самом деле покоряется сторона
"ситра ах-ра" и тьма обращается в свет,
и это – тьма "клипот", которые [находятся]
в этом вещественном мире и затемняют и
заслоняют свет Его, благословенного, до
скончания времен, как сказано: "Поставил
Он тьме предел"[8] (это сказано о
конце дней, когда [Всевышний] уничтожит дух
нечистоты на земле, и раскроется слава
Всевышнего, и увидит всякая плоть вкупе, как
объясняется далее), а особенно в землях
народов мира, воздух которых нечист и полон
"клипот", и [властвует там] "ситра
ахра". Нет для Него, благословенного,
большего удовольствия, чем удовольствие и
радость от преобладания света,
происходящего именно от тьмы. И об этом
написано: "Возрадуется Израиль в
Создавшем его"[9], что значит –
каждый, кто родился евреем, должен
радоваться радостью Всевышнего, Который
веселится и радуется жилищу Своему в нижних,
представляющих собой непосредственно
сферу вещественного мира Асия (мира
Действия). Потому в оригинале "в
Создавшем его" написано во множественном
числе [осав]. Здесь имеется в виду этот
вещественный мир, который полон "клипот"
и "ситра ахра" и называется "владением
многих" и "горами разделения"[10],
силой же этой веры они обращаются в свет и
становятся "владением одного" –
единства Его, благословенного.
[1] В связи с этим возникает
вопрос, существует ли сотворенное. Ответ
неоднозначен. Есть как бы два измерения, в
которых следует рассматривать
существование мира. Они называются на ячыке
хасидизма "верхнее мнение" и "нижнее
мнение". Если смотреть "со стороны Б-га",
то ничто не существует, кроме Него ("верхнее
мнение"). Согласно "нижнему мнению",
тому, как видят сотворенные, мир сущестнует,
но не собственным существованием -
существование его постоянно
возобновляется, и мир -ничто по сравнению со
своим Источником. Выше всех вершин, в
сущности Б-га, оба эти мнения одинаково
истинны. Все же в основании, в самом ядре
своем, более истинно "верхнее мнение".
На практике же следует к этому относиться
так, как сказано в книге Тания, часть 1, в
конце гл. 13 об истинности любви у средних и о
"срединном запоре", объединяющем все
ступени. [2] В гл. 36. [3] Ирмеягу, 30:21. [4] Из молитв. [5] Создать Всевышнему "жилище
в нижних", то есть в нижнем физическом
мире, - цель сотворения, чтобы творения
познали, что "нет ничего, кроме Него" и
целиком были Ему преданы. [6] Макот, 24а. [7] Хавакук, 2:4. [8] Ийов, 28:3. [9] Тегилим, 149:2. В этой фразе
двойной смысл: радость снизу и радость
сверху. Возрадуется Израиль во Всевышнем (радость
снизу), Который радуется его, Израиля, делам
(радость сверху), тому, что Израиль, хотя он
также часть мира Действия, вещественного
мира Асия, создает Ему "жилище в нижних",
покоряя зло и обращая его в добро. [10] Сотворенный мир множественен,
и у каждого творения свой Создатель -Всевышний.
Потому слово беосав ("в Создавшем его")
написано во множественном числе. (Из
объяснений последнего Любавичского Ребе.)
|