И как в человеческой душе основное место раскрытия
всей жизненной силы в целом в мозгу, а все члены получают
только свет и силу, светящий им от источника раскрытия
жизненной силы, который в мозгу, точно так же, если
воспользоваться этим как сравнением, основное раскрытие
всего в целом проистечения жизнетворности для оживления
миров и творений, сущих в них, облечено и заключено
в желании, мудрости, постижении и знании Его, благословенного,
называемыми мозгом, а они облечены в Тору и заповеди
ее. Раскрытие всего этого проистечения - источник жизненной
силы, получаемой мирами, каждым как частностью, и только
отражение распространяет и светит от этого источника
подобно свету, распространяющемуся, например, от солнца,
или силам членов тела - от мозга, как о том говорилось[1].
Этот источник называется Миром раскрытия[2],
и Матронитой, и Нижней Матерью, и Шхиной [Пребыванием]
- от слов "и пребуду [вешаханти] в них"[3],
ибо источник этот есть начало явного проявления света
Эйн Софа, который Он продолжает вниз и [которым] светит
мирам явным образом. И от этого источника к каждому
[отдельному творению] проистекает частный свет и жизнетворность,
ему соответствующий, и пребывает и облекается в них,
дабы их оживлять. И потому она называется Матерью сыновей,
к примеру, и Собранием Израиля[4].
Ибо от этого источника эмалированы души мира Ацилут
и сотворены души мира Бриа и т. д. И все это [происходит]
лишь от распространения жизнетворности и света из этого
источника, называемого Шхина, как распространение света
- от солнца.
Но что касается самой Шхины, которая есть начало раскрытия,
и основа распространения этого [света], которым Эйн
Соф, благословен Он, освещает миры явным образом, и
источник всех проистечении жизненной силы во все миры
(а вся жизненная сила в них есть лишь свет, от нее распространяющийся,
как свет, распространяющийся от солнца), - миры не могут
выдержать и принять свет ее так, чтобы она непосредственно
в них пребывала и облекалась, без одеяния, которое скрывает
и утаивает от них ее свет так, дабы они не обратились
в совершенное небытие, как не существует свет солнца
в источнике его, в корпусе солнца, ибо там не виден
этот свет, а только сам корпус солнца.
Какое же одеяние способно скрыть и облечь ее и не обратиться
в небытие в ее свете? Это желание Его, благословенного,
и Его мудрость и т. д., облеченные в Тору и ее заповеди,
открытые нам и потомкам нашим, ибо "Тора от мудрости
исходит", и это - высшая мудрость, которая несравненно
выше Мира раскрытия, "ибо Он мудр, но не мудростью постижения
и т. д.", как говорилось выше, что свет Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, облечен в высшую мудрость и с ней един,
и "Он, благословенный, и Его мудрость едины", и только
она спустилась в утаении ступеней со ступени на ступень
в поступенном нисхождении миров, пока не облеклась в
материальные вещи, и это 613 заповедей Торы.
И при ее нисхождении и поступенном спуске от мира к
миру также Шхина низошла и облеклась в нее в каждом
из миров, и это - чертог Святая святых в каждом из миров.
И как сказано в книгах "Зогар" и "Эц хаим", что Шхина,
которая есть Малхут мира Ацилут (а она - категория открытого
проявления света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, и жизнетвор-ность, освещающая миры, называемая потому
словом Всевышнего и дыханием уст Его, если так можно
выразиться в виде сравнения, как у человека речь раскрывает
его мысль, скрытую и неведомую слушающим), облекается
в чертог Святая святых мира Бриа, а это - Хабад [Хохма,
Бина, Даат] мира Бриа. И при их облечении в Малхут мира
Бриа сотворяются души и ангелы, находящиеся в мире Бриа.
Оттуда проистекает также и Талмуд, который у нас есть,
и как о том говорилось выше, в цитате из книги "Тикуней
Зогар", что в мире Бриа светят и влияют мудрость, и
постижение, и знание [Хабад] Эйн Софа, благословен Он,
в состоянии сильного сжатия, чтобы души и ангелы, ограниченные
и предельные, могли получить влияние от этих категорий
Хабад. И потому оттуда привлечен книзу Талмуд, ибо он
есть также категория Хабад, так как Талмуд - это подробное
обоснование законов, а обоснования [теамим] - категория
Хабад. Сами же законы происходят от мидот Эйн Софа,
благословен Он, и это - Хесед [доброта], Дин [суд],
Рахамим [милосердие] и т. д., ибо от них исходит разрешенное
и запрещенное, кашерное и некашерное, и виновность и
освобождение от нее, как о том говорится в книге "Тикуней
Зогар".
Малхут мира Ацилут в силу своего облечения в Малхут
мира Бриа облекается в чертог Святая святых мира Йецира,
и это - Хабад мира Йецира. И при их [Хабад мира Йецира]
облечении в Малхут мира Йецира создаются духи и ангелы,
находящиеся в мире Йецира, и оттуда также происходит
проистечение, которое есть у нас, и это - буквальный
смысл законов, также проистекающих от Хабад Эйн Софа,
благословен Он, и только Хабад, то есть обоснования
законов, облечены и утаены в самом тексте законов, но
явно они не раскрыты в них. А [сами] тексты законов,
явно раскрытые, суть отражение от мидот Эйн Софа, благословен
Он, явным образом, как сказано в приведенной выше цитате
из книги "Тикуней Зогар", что шесть сфирот гнездятся
в мире Йецира, и это в общем - две линии, правая и левая,
- решение смягчительное со стороны категории Хесед,
а именно - [тенденция] разрешать, дабы [разрешенное]
могло подняться ко Всевышнему, или запрещать и т. д.
И все - в соответствии с высшей мудростью, Хохма Илаа,
мира Ацилут, а Бина и Даат в ней заключены и едины с
Эйн Софом, благословен Он. Ибо в них всех облечены категории
Хабад мира Ацилут, с которыми свет Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, един абсолютным единством. Таким образом
Шхина низошла и облеклась в Святая святых мира Асия.
А каждый из трех этих миров подразделяется на несметное
множество ступеней, которые также, в частности, называются
мирами. И Малхут мира Ацилут, облеченная в Малхут*
В связи с этим понятны слова: "Царство Твое [малхутха]
-царство всех миров"[5].
каждого частного мира, нисходит и облекается в Святая
святых, то есть в Хабад в том мире, который ниже него
ступенью.
А от Шхины, облеченной в чертог Святая святых каждого
из миров, общего или частного, от нее проистекает и
распространяется свет и жизненная сила к каждому миру
и к творениям, сущим в нем, к душам, ангелам и т. д.
Ибо все они сотворены Десятью речениями акта творения,
а это - слово Б-га, называемое Шхина.
В связи с этим понятны слова: "Царство Твое [малхутха]
-царство всех миров"[5].
[1]
В гл. 51.
[2]
Так как он - "начало явного проявления света".
Матронита - так как сфира Малхут - женская категория
по отношению к сфире Тиферет (мидот), являющейся мужской
влияющей категорией. Нижняя Мать - в отличие от Высшей
Матери, Бины, которая является источником мира раскрытия
в самом мире Ацилут. И Шхина - от слова лишкон ("пребывать"),
ибо сфира Малхут облекается, "пребывает" в нижних сотворенных
мирах.
[3]
Шмот, 25:8.
[4]
Собрание Израиля - собрание всех душ евреев до
их облечения в тела.
[5]
Тегилим 145, 13.
|