Каждый из трех вышеуказанных
видов и ступеней деления души – нефеш, руах
и нешама – заключает в себе десять сил,
соответствующих десяти высшим[1] сфирот, от
которых они спустились вниз. Они делятся на
две части: три из них, называемые "матери",
и семь двойных" сфирот, то есть Хохма [мудрость],
Бина [постижение] и Даат [знание], – и семь
дней построения: Хесед [доброта], Гвура [сила],
Тиферет [милосердие] и т. д. То же в душе человека, которая
делится на две части: разум и силы эмоций [мидот].
Разум складывается из Хохма, Бина и Даат [Хабад],
а мидот – это любовь к Б-гу, трепет, страх и
восхваление Его и т. д. Силы Хабад
называются "матери" и являются
источником по отношению к мидот, ибо мидот
происходят от сил интеллекта Хабад.
Объясняется это следующим
образом: разум разумной души, постигающий
все вещи, называемые Хохма – коах ма[2].
Когда эта способность из стадии
потенциальной переходит в активную, то есть
когда человек рассматривает нечто своим
разумом для того, чтобы постичь это нечто
ясно и глубоко, исходя из известных ему
элементов мудрости, она называется Бина.
Эти два проявления интеллекта – Хохма и
Бина – называются "отцом" и "матерью",
ибо они порождают любовь к Б-гу, страх и
трепет пред Ним. Ибо когда разум разумной
души углубляется в созерцание величия Б-жьего,
того, как Он наполняет все миры, и как Он
объемлет их, и как все пред Ним как бы не
существует, в его уме и мысли возникает и
пробуждается чувство страха перед
возвышенным, [чувство] трепета и смущения
перед величием Его, благословенного,
Которому нет ни конца, ни границ, и страх Б-жий
в сердце его. И сердце его возгорится
крепкой любовью, как угли пылающие, со
страстью, желанием, стремлением и жаждой
души, стремящейся к величию Эйн Софа,
благословен Он. Это высшая форма духовной
жажды, та, о которой написано: "Душа моя
жаждет и умирает и т. д."[3] и "Душа
моя жаждет Б-га и т. д."[4], и сказано:
"Душа моя жаждет Тебя и т. д."[5].
Источник ее – элемент огня в Б-жественной
душе. Как по мнению естествоиспытателей,
так и согласно тому, что написано в книге
"Эц хаим", элемент огня находится в
сердце, источник же воды и влаги происходит
от мозга, а в "Эц хаим", гл. 50, Хохма
называется водой Б-жественной души[6].
Все остальные мидот – это ответвления
страха и любви и их производные, как об этом
говорится в другом месте.
Смысл понятия Даат передается
словами "И Адам познал Хаву"[7], что
говорит о связи и соединении. Человек
связывает свою мысль с величием Эйн Софа,
благословен Он, неразрывной крепкой связью,
не переставая направлять к Нему все свои
мысли, так, что мысль не в состоянии от Него
отвлечься. Даже человек величайшей
мудрости, способный постичь величие Эйн
Софа, благословен Он, не связав с Ним свой
разум и не концентрируя мысли на Нем
усиленно и непрерывно, не породит в своей
душе истинные страх и любовь, но лишь пустые
мечтания.
Поэтому Даат – основа мидот и
источник их жизненной силы. В ней заключены
Хесед и Гвура – любовь и все, что исходит от
нее, страх и все, что от него исходит.
[1] Б-жественные атрибуты,
явившиеся источником творения, делятся на
Разум (три первые сфирот) и семь сфирот,
соответствующих шести дням творения и
субботе. В силу своей исходности от сфирот Б-жественного
мира Ацилут все сотворенные миры повторяют
в себе его структуру. В частности, душа
складывается из десяти сфирот, разума и
эмоций. Более подробно о десяти сфирот см.
Тания, часть 4, поел. 15, а также в других
местах. [2] Коах - потенциальная
способность, с помощью которой задается
первый вопрос ма? ("что это?").
Первый проблеск постижения, объемлющий
полностью его предмет, но лишь в общем, еще
не в конкретных деталях. См. также конец гл.
18. [3] Тегилим 84, 3. [4] Там же, 42, 3. [5] Там же, 63, 2. [6] Жажда, возбужденная в сердце
элементом огня, нуждается в удовлетворении,
огонь нужно "потушить". Вода, стекающая
сверху вниз, является символом мудрости,
самой высокой из всех сфирот.
Удовлетворение этой жажды достигается с
помощью изучения Торы. [7] Берейшис 4, 1.
|