И так следует понимать слова мудрецов[1]
о том, что средних судят двое судей (то есть влечение
к добру и влечение ко злу)[2].
Как сказано: "И встанет справа от неимущего, дабы
спасти его от тех, кто судит душу его". И не сказано,
что оба властвуют в нем, да сохранит Всевышний, ибо
когда наступает власть и господство зла в малом городе
даже на короткое время, человек в тот момент называется
грешником. Но влечение ко злу в нем только как, к примеру,
судящий и разбирающий дело, высказывающий мнение на
суде. Однако это может и не быть решением закона, которое
следует исполнить, ибо есть еще один судящий и разбирающий
дело, который его мнения не разделяет. Должен быть кто-то,
кто рассудит между ними[3],
и его решение будет решением закона. Так влечение ко
злу высказывает свое мнение в левой полости сердца и
из сердца поднимается к мозгу, чтобы возбудить мысли
о своем предмете. Но сейчас же вступает с ним в спор
другой судья, то есть Б-жественная душа, находящаяся
в мозгу и распространяющаяся на правую полость сердца
– местилшце влечения к добру. Решает выносящий
приговор, и это – Всевышний, помогающий влечению
к добру, как сказали мудрецы: "Если бы не помощь
Всевышнего, не мог бы его одолеть"[4].
Эта помощь – приток света Всевышнего, которым
освещается Б-жественная душа, чтобы сообщить ей преимущество
и власть над неразумием глупца и влечением ко злу, подобно
преимуществу света перед тьмой, как мы уже видели[5].
Но так как зло в левой полости [сердца] среднего сохраняет
свою врожденную силу влечения ко всем наслаждениям этого
мира, и не потеряло своей силы от преобладания добра,
и не оттеснено со своего места совсем, а только не имеет
силы и власти, достаточной для распространения в членах
тела, потому что Всевышний "стоит по правую руку
неимущего" и помогает, освещая Б-жественную душу,
потому он и называется "как грешник", по выражению
мудрецов: "Даже если весь мир говорит тебе, что
ты праведник, смотри на себя как на грешника"[6].
Он должен видеть в себе не. действительного грешника,
а среднего, и никогда не верить, если скажут, что зло
в нем уничтожено намного преобладающим добром, так как
это была бы ступень праведника. Ему же следует видеть
себя человеком, в котором суть и сущность зла остались
во всей своей прирожденной силе в левой полости сердца,
не исчезли и не покинули его ни в малейшей степени,
а наоборот, еще более усилились за то время, что он
ими так много пользовался в принятии пищи и питья и
в других делах этого мира. И даже если все желания человека
обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем и
ночью с целью исполнения ее – это еще совсем не
доказывает, что он вытеснил зло с его места. Возможно
только, что суть и сущность зла остаются с прежним упорством
и силой на месте в левой полости сердца, но его одеяния,
то есть мысль, речь и действие животной души, не облекаются
в мозг, уста, руки и прочие члены тела вследствие помощи
Всевышнего, давшего мозгу властвовать и господствовать
над сердцем. И поэтому Б-жественная душа, находящаяся
в мозгу, правит малым городом, всеми членами тела, дабы
они были одеянием и колесницей для трех ее одеяний,
в них облекающихся, то есть мысли, речи и действия в
сфере 613 заповедей Торы. Но суть и сущность Б-жественной
души властвует и господствует над сутью и сущностью
животной души у среднего только в то время, когда любовь
ко Всевышнему открыто проявляется в его сердце в определенное
время – в момент молитвы и т. п. И даже в такое
время это лишь власть и господство, как написано: "И
будет народ покоряем народом"[7]
– когда один из них берет верх, другой падает,
а когда второй берет верх и т. д. Ибо Б-жественная душа
собирается с силами и подавляет животную душу в источнике
Гвурот, каким является Бина, то есть когда [человек]
размышляет о величии Б-га, Эйн Софа, благословен Он,
и это рождает крепкую любовь, как угли, пылающие в правой
полости его сердца, и этим "ситра ахра" в
левой полости сердца подавляется у среднего, но не уничтожается
совсем. Это происходит только у праведника, как сказано:
"Сердце пусто во мне"[8].
И тогда зло вызывает в нем отвращение и ненависть предельной
силы или частично, как уже говорилось[9].
Но у среднего это происходит как у спящего, который
может снова проснуться. Так зло у среднего спит в левой
полости его сердца во время молитв "Шма" и
"Амида", когда сердце его горит любовью к
Б-гу, но после того оно может снова проснуться. Поэтому
Раба причислил себя к средним, хотя ни на минуту не
прерывал изучения Торы, и Торы Всевышнего желал днем
и ночью, хотел, и желал, и душой стремился ко Всевышнему
с великой любовью, так же как во время молитв "Шма"
и "Амида". Он казался средним, предающимся
молитве в течение всего дня, как сказали мудрецы: "О
если бы молился человек в течение всего дня"[10].
Для тех, кто стоит на ступени праведников и служителей
Б-га, такая степень любви, которая возникает в средних
во время молитвы, когда в них усиливается [влияние]
Б-жественной души и т. д., на самом деле не считается
истинным служением Б-гу, ибо после молитвы любовь минует
и проходит, и сказано: "Слова истины пребывают
навеки, язык лжи – лишь на мгновение"[11].
И все же для средних это полное и истинное служение
в пределах той истины, [которая возможна] для каждого
из них на той ступени, которую он занимает в градации
средних. И их любовь во время молитвы я также называю:
"слова истины пребывают навеки", ибо их Б-жественная
душа способна постоянно пробуждать эту любовь, влияние
ее ежедневно усиливается во время молитвы в результате
подготовки, степень которой зависит от природы и ступени
каждой души. Истина – свойство Яакова, которого
называют "срединный запор"[12],
скрепляющий [все] из конца в конец[13],
от вершины всех уровней и ступеней и до конца всех ступеней
[внизу]. И на каждом уровне и ступени он скрепляет в
срединной точке, и это – точка и категория истины
этой ступени. Качество истины – наследие без границ,
и нет ему меры наверху до вершины всех ступеней. А все
нижние уровни и ступени как бы не существуют по сравнению
с теми уровнями и ступенями, которые выше них (как известно
сведущим в тайном, голова и мозг нижних ступеней ниже
так называемых "пят" и "ног" превышающих
их ступеней. И сказали мудрецы: "Ноги животных
могут быть приравнены ко всему"[14]).
[1]
Брахот, 616.
[2]
См. гл. 1: "В средних преобладает временами
добро, а временами зло" (дословно: "Средних
судит и влечение ко злу и влечение к добру"). Автор
хочет выяснить, почему речь идет о суде, почему не сказано,
что и добро и зло властны над средним.
[3]
В еврейском суде дело разбирается тремя судьями,
один из них - ав бейт-дин - имеет решающий голос.
Наподобие этому здесь говорится о двух судьях - Б-жественной
и животной душе. И Б-г - ав бейт-дин, решающий
спор между ними.
[4]
Кидушин, 306. Поскольку Б-жественная душа имеет
преимущество перед животной, "как свет перед тьмой",
возникает вопрос: почему же существуют грешники и как
свобода воли человека, избирающего добро, сочетается
с помощью свыше? Законом предписывается помочь поднять
осла своего врага, упавшего под тяжестью. Закон этот
обязывает, однако, только в том случае, если владелец
осла пытался его поднять и не смог. Б-г помогает человеку
только после того, как он сам делает усилия победить
в себе зло.
[5]
В гл. 12.
[6]
Нида, 306.
[7]
Брейшит, 25:23.
[8]
Тегилим, 109:23.
[9]
В гл. 10.
[10]
Брахот, 21а.
[11]
Мшплей, 12:19.
[12]
В передвижном Храме-шатре, воздвигнутом Моше,
кроме запоров, скреплявших вместе рядом стоявшие доски
ограды, был срединный запор, скреплявший всю ограду
на всем ее протяжении. В физическом мире, а особенно
в Храме, повторяется строение верхних духовных миров.
Срединный запор - последовательность сфирот, объединяющих
противоположности (как Даат объединяет Хохма и Бина,
а сфира Тиферет - противоположные друг другу Хесед и
Гвура), это линия единения, мира и истины. Так как срединный
запор - линия единения и истины - соединяет высочайшие
ступени с расположенными ниже и внизу, истинность служения
средних не менее подлинна, чем праведников, и о ней
также можно сказать, что она "пребывает навеки"
(выражение, указывающее на близость к Б-гу, так как
вечность - Б-жественный атрибут).
[13]
Ср. Шмот, 26:28.
[14]
Ко всему неживому миру. Самый нижний уровень
высокой ступени выше всех уровней нижестоящих ступеней
как в верхних мирах, так и на каждом уровне и ступени
человеческих душ. Хагига, 13а.
|