И в довершение необходимо подробнее рассмотреть, о
какого рода постижении идет речь в связи со словами
пророка Элиягу: "Мысль не способна постичь Тебя и т.
п."[1]. Всякий разум в процессе сознания и постижения[2] чего-либо схватывает
познаваемое и собою объемлет его, и предмет постижения
схвачен, объят и облечен внутри разума, который постиг
его и осознал. И разум также облекается в познаваемое
в тот момент, когда он постигает его и объемлет собою.
Когда, например, человек ясно и до конца понимает и
постигает какой-либо закон Мишны или Гмары, разум схватывает
и объемлет его и сам в то же время в него облекается.
Но этот закон – не что иное, как мудрость и воля
Б-га, ибо так пожелал Он, что если, к примеру, Реувен
будет что-либо определенным образом утверждать, а Шимон
также определенным образом ему ответит, то решение их
спора должно быть также некоего определенного рода.
И даже если никогда не произойдет обсуждения подобных
утверждений и контраргументов, все же воля и мудрость
Всевышнего выразилась в том, что если кто-нибудь будет
нечто подобным образом утверждать и кто-то другой отвечать
ему, их спор должен разрешиться так, как об этом говорится
в законе. И поэтому, когда человек узнает и постигает
разумом это решение в виде закона Мишны, или Гмары,
или кодификаторов, он постигает, схватывает и объемлет
разумом волю и мудрость Всевышнего, ибо мысль не способна
постичь ни Его, ни Его волю и мудрость иначе, как при
их облечении в открытые нам законы. И разум также в
них облечен. Это удивительное единство, которому нет
ничего подобного, и в вещественном мире не существует
такого совершенного единства со всех сторон и во всех
отношениях[3].
В этом удивительное, совершенно неизмеримое превосходство
заповеди, предписывающей знание и постижение Торы[4], над всеми заповедями, относящимися к сфере
действия, даже над теми, что связаны с речью, и даже
над заповедью изучения Торы с участием речи. Через заповеди,
связанные с речью и действием, Всевышний облекает душу
Своим Б-жественным светом и объемлет ее сверху донизу.
А через познание Торы не только разум облекается в мудрость
Б-га, но мудрость Его проникает разум познающего в той
мере, в какой он познает, и схватывает, и объемлет собою
все, что он сможет понять и постичь в области познания
Торы, каждый в соответствии с его разумом и степенью
проникновения в Пардес.
И так как Тора в процессе ее постижения облекается
в душу человека и его разум и охватывается ими, она
называется хлебом и пищей души. Подобно тому, как вещественный
хлеб служит пищей телу тогда, когда он усваивается глубоко
внутри него и там становится плотью и кровью, и тогда
оно живет и существует.
Тут же роль играет познание и постижение Торы в душе
человека, который ее изучает с большим усилием и приложением
ума, так, что она схватывается разумом и вступает в
единство с ним, и они соединяются воедино. Тогда она
становится пищей души и ее внутренней жизнью, исходящей
от источника жизни Эйн Софа, благословен Он, ибо Он
Сам облекается в Своей мудрости и Торе, облеченных в
человеческой душе. Так следует понимать слова "И Твоя
Тора внутри меня"[5].
И как написано в книге "Эц хаим", врата 44, раздел
3: одеянием душ[6] в Ган Эдене
[раю] служат заповеди, а Тора служит пищей душам, которые
в этом мире занимались ее изучением ради нее самой.
И как написано в книге "Зогар", глава "Ваякгель", стр.
210[7]: изучать Тору ради нее самой[8] – значит изучать ее для того, чтобы
соединиться с Б-гом с помощью этого изучения, и каждый
это делает в соответствии со своим интеллектуальным
уровнем, как сказано в книге "При эц хаим".
Но то, что мы называем пищей, – это внутренний
свет, то же, что мы .называем одеянием, – свет,
объемлющий кругом. И поэтому сказали наши мудрецы, что
изучение Торы приравнивается ко всем заповедям, вместе
взятым[9], ибо заповеди
– всего лишь одеяния, а Тора – и пища, и
одеяние[10] для разумной
души, которая, углубляясь в изучение Торы, в нее облекается.
И особенно когда человек, изучая ее, произносит слова
вслух, тогда дуновение речи становится светом, объемлющим
вокруг[11], как сказано в книге "При эц хаим".
[1] Тикуней
Зогар, 126. Возникает вопрос, как же в таком случае
возможно постижение Б-га и близость к Нему.
[2] Этапы
познания: осознание (Хохма) и постижение (Бина). На
это указывают и выражения "схватывает познаваемое" (силой
разума - Хохма) и "собою объемлет его" (при основательном,
детальном рассмотрении - Вина). О том же говорят слова
"схвачен", "объят" и "облечен". Облечен силой разума
Даат, и это связь с Предметом познания.
[3] В нашем
мире то, что познается разумом, - лишь образ, сам предмет
познания разумом не охватывается. И при физическом единстве,
например при объятии человека, единство - только с одной
стороны.
[4] Знание
и изучение Торы представляют собой две отдельные заповеди.
|