Кроме того, Б-жественная душа каждого человека обладает
тремя одеяниями: мыслью, речью и действием[1],
проявляющимися в 613 заповедях Торы. Таким образом,
когда человек в своих действиях исполняет все позитивные
заповеди, использует свою способность речи для объяснения
всех 613 заповедей и связанных с ними законов и мыслью
постигает все, что он в состоянии постичь в Пардесе[2]
Торы, все 613 членов его души[3]
облекаются в 613 заповедей Торы. В частности, силы Хабад
в его душе облечены в познание Торы, постигаемой им
в Пардесе в меру его интеллектуальных возможностей и
в зависимости от того, с каким уровнем связан корень
его души.
Мидот, то есть страх и любовь, их ответвления и производные,
облечены в исполнение заповедей действием и речью, то
есть в изучение Торы, которое приравнивается ко всем
остальным заповедям[4].
Любовь - корень[5]
всех 248 заповедей, от нее они исходят, и без нее невозможно
их истинное исполнение. Ибо исполняющий их любит имя
Б-жие и желает быть истинно приверженным Ему, а невозможно
быть истинно Ему приверженным иначе, как исполняя 248
велений, являющихся как бы членами верховного Царя,
как это будет рассмотрено далее[6].
Страх – корень всех 365 запретов Торы, ибо человек
боится восстать против Царя царей над царями, благословен
Он. Но существует и более внутренний вид страха, когда
человек испытывает смущение перед Его величием и не
в состоянии противиться славе Его и совершать то, что
Он видит как зло, а именно все, что в Нем вызывает отвращение,
и это "клипот" и "ситра ахра", которые
получают питание от нижнего человека и укореняются в
нем вследствие нарушения 365 запретов Торы.
Хотя эти три одеяния в области Торы и заповедей, которые
она предписывает, названы одеяниями, в которые облекаются
ступени души нефеш, руах и нешама, по своему достоинству
они бесконечно превосходят сами ступени нефеш, руах
и нешама, как написано в книге "Зогар"[7]:
"Тора и Всевышний, благословен Он, едины".
А значит, Тора, которая является самой мудростью и волей
Всевышнего, благословен Он, едина с Ним Самим, ибо "Он
– Знание и Он – Знающий и т. д.", как
это уже выше объяснялось в связи с приведенной цитатой
из Рамбама. И хотя Всевышний, благословен Он, называется
Эйн Соф [Бесконечный], и "величие Его неизмеримо"[8],
и "мысль совершенно не постигает Его"[9],
в том числе и Его волю и мудрость, как написано: "Нет
испытания разумению Твоему"[10]
и еще: "Разве может Б-га найти испытатель?"[11],
а также: "Ибо мысли Мои – не ваши мысли"[12],
сказали наши мудрецы: "Там, где ты видишь величие
Б-га, там ты найдешь и Его смирение"[13].
Всевышний ограничил Свою волю и мудрость в 613 заповедях
Торы и связанных с ними законах, в сочетаниях букв Танаха
и в толкованиях,, которые им придали наши мудрецы в
агадот и мидрашах, чтобы каждая ступень души –
нешама или руах и нефеш – в человеческом теле
могла постичь их своим разумением[14]
и исполнить все, что можно исполнить действием, речью
и мыслью, и чтобы они таким образом облеклись всеми
своими десятью силами в эти три одеяния.
И поэтому Тору сравнивают с водой[15]:
подобно тому как вода стекает вниз с высоты, так Тора
спустилась с места славы ее – воли и мудрости
Б-га, благословен Он, а "Тора и Всевышний едины"
и "мысль совершенно не постигает Его", –
оттуда она простиралась и спускалась все ниже в укрытии
ступеней[16],
от ступени к ступени в ходе поступенного нисхождения
миров, пока не облеклась в материальное и в проблемы
этого мира, к которым относится большинство заповедей
Торы и связанных с ними законов, и в сочетания материальных
букв, написанных чернилами в двадцати четырех книгах
Танаха, – чтобы всякая мысль могла ее постичь,
чтобы даже ступени речи и действия, стоящие ниже ступени
мысли, могли ее постичь и облечься в нее.
И так как Тора и заповеди, выраженные в ней, облекают
все десять сил души и все ее 613 членов сверху донизу,
все они соединены с Б-гом непосредственной жизненной
связью[17],
и Б-жественный свет кругом объемлет их[18]
и облекает с головы до ног[19],
как написано: "Скала моя, в Нем найду убежище"[20],
написано также: "Как броней окружишь его благоволением"[21],
и это Его, благословенного, воля и мудрость, облеченные
в Тору и заповеди.
Поэтому сказано: "Один час в этом мире, проведенный
в покаянии и добрых делах, лучше всей жизни мира грядущего"[22],
ибо блаженство грядущего мира заключается в наслаждении
сиянием Шхины[23],
то есть в наслаждении познания. Однако ни одно из творений,
даже самых верхних, не способно постичь более, чем отблеск
Б-жественного света, который и называется поэтому "сиянием
Шхины", но Самого Б-га мысль не способна постичь
иначе, как облекаясь в Тору и заповеди. Только тогда
мысль постигает и облекается в Самого Б-га, ибо Тора
и Всевышний едины.
И хотя Тора облеклась в низкие материальные вещи, единство,
достигаемое через нее, можно пояснить сравнением с человеком,
обнимающим короля. Его близость и привязанность к королю
не изменятся оттого, что король облачен в одну или несколько
одежд, ибо сам король, его тело, в них находится. Так
же и если король обнимает его рукой, хотя она облачена
в его одежды. И так и написано: "Десница Его обнимет
меня"[24]
– это Тора, дарованная с правой стороны, и она -
Хесед [доброта] и вода.
[1]
Мысль, речь и действие являются одеяниями души в том
смысле, что они лишь средства проявления сил души -
разума и чувства.
[2]
Начальные буквы слов пшат, ремез, друш, сод ("буквальный
смысл", "намек", "толкование",
"тайна") означают различные уровни смысла
Торы и ее толкования.
[3]
Так же, как в теле человека 248 членов и 365 кровеносных
сосудов соответствуют 613 заповедям Торы, душа подобным
же образом разделяется на 613 частей с тем же соотношением.
См. также гл. 51.
[4]
Мишна, Пеа, 1:1.
[5]
Мотивация, источник исполнения заповедей.
[6]
См. гл. 23.
[7]
Часть 1, стр. 24а; часть 2, стр. 60а. Также начало гл.
23.
[8]
Тегилим 145, 3.
[9]
Тикуней Зогар, 126.
[10]
Йешаягу, 55:8.
[11]
Ийов, 11:7.
[12]
Йешаягу, 55:8.
[13]
Мегила, 31а. Всевышний сочетает как беспредельность,
так и способность ее ограничения.
[14]
До облечения в тело человека душа постигала Самого Б-га.
После облечения в него, находясь в вещественном мире,
душа постигает только Его существование. Но через одеяния
души, занятые изучением и исполнением Торы, то есть
через Тору, душа способна постичь и здесь, в этом мире,
Самого Б-га.
[15]
Бава кама, 17а. С тем, что вода, стекая вниз, не изменяется:
внизу она та же, что и наверху.
[16]
Спускаясь по ступеням, сияние Б-жественного света уменьшается,
как бы притененное каждой следующей ступенью - отдалением
от Источника.
[17]
Шмуэль 1,25:29.
[18]
Тора и Всевышний абсолютно едины. Так как законы Торы
касаются всех областей и деталей физической и духовной
жизни, она проникает в сферу действия, и в силу уже
упомянутого единства - это проникновение Самого Всевышнего.
|