Из всего сказанного понятны слова Писания: "И
вновь увидите [разницу] между праведником и грешником,
тем, кто служит Всевышнему, и тем, кто Ему не служит"[1].
Разница между служащим Всевышнему и праведником заключается
в том, что служащий – и слово это употреблено
в настоящем времени – еще не завершил своего труда,
он борется с влечением ко злу, стараясь его преодолеть
и изгнать из малого города, чтобы оно не облекалось
в члены тела. И это действительно великое служение и
великий труд – с ним постоянно бороться, и это
есть ступень среднего. Праведник же называется слугой
Всевышнего, и для него это уже приобретенное звание,
как звание мудреца или царя.
Ведь так можно назвать только того, кто уже стал мудрецом
или царем. Так и он уже стал "слугой" и полностью
завершил борьбу со злом – изгнал его, и оно ушло,
и сердце в нем опустело[2].
Но и средние делятся на две ступени: тот, кто служит
Всевышнему, и тот, кто Ему не служит. Последний хотя
и не является грешником, потому что никогда в своей
жизни не совершил ни одного легкого греха и исполнял
все заповеди, какие имел возможность исполнить, и никогда
не прерывал изучения Торы, – а изучение Торы равноценно
им всем, – но он не борется с влечением ко злу,
чтобы его победить с помощью света Всевышнего, светящего
в Б-жественной душе, находящейся в мозгу, властвующем
над сердцем, как уже говорилось[3].
Ибо его натура совсем ему не противится и не отвлекает
его от изучения Торы и служения Б-гу. У него совсем
нет надобности бороться с ней, как это может быть у
того, кто по природе своей усерден в изучении Торы,
потому что им владеет меланхолия, ему не приходится
бороться также и с влечением к женщинам, так как он
по природе своей холоден. И в отношении иных удовольствий
этого мира он по натуре своей лишен способности наслаждаться,
и ему не нужно так усиленно предаваться размышлениям
о величии Всевышнего, чтобы в его мозгу зародился дух
знания и боязни Б-га, хранящий от нарушения запретительных
заповедей, а в сердце – любовь к Б-гу, чтобы стать
приверженным Ему, исполняя заповеди и изучая Тору, что
равноценно исполнению всех заповедей. Для него достаточно
скрытой любви, имеющейся в сердце всех евреев, которые
и называются "любящими Его"[4],
и поэтому он вообще не считается служащим Б-гу, ибо
эта скрытая любовь не есть следствие его действий или
усилий ни в коей мере, она всеми евреями наследуется
от наших общих предков, как объясняется далее[5].
Точно так же и тому, кто не усерден в изучении Торы
по своей природе, но оттого, что он приучил себя заниматься
с величайшим усердием и это вошло в привычку и стало
его второй натурой, достаточно этой скрытой любви, и
иначе может быть, только если он захочет заниматься
больше, чем обычно. Этим объясняется сказанное в Гмаре,
что служит Б-гу тот, кто повторяет изучаемое сто один
раз[6],
а не служит Ему тот, кто повторяет всего лишь сто раз.
А сказано так потому, что в то время был обычай повторять
изучаемое сто раз. И сказано там же, что это подобно
рынку, где нанимают ослов на десять миль за один зуз,
а на одиннадцать миль – за два, потому что это
для них непривычно большое расстояние. И поэтому этот
сто первый раз, выходящий за границы привычного, того,
к чему он привык еще в молодости, так же ценен, как
все прежде совершенное, и даже еще больше во много-много
раз, так что человек этот называется служащим Всевышнему,
потому что, чтобы изменить природу привычного, он должен
пробудить в себе любовь к Б-гу, размышляя умом о величии
Его, чтобы овладеть естеством, коренящимся в левой полости
сердца, наполненной кровью животной души, исходящей
от "клипот", в которых оно коренится. И для
среднего – это полное служение Б-гу, или же он
должен пробудить в своем сердце скрытую любовь, чтобы
с ее помощью овладеть своим естеством, источник которого
в левой полости сердца. Борьба с естеством и влечениями
путем пробуждения в сердце скрытой любви – это
также служение, но если нет никакой борьбы, то сама
по себе любовь совсем не называется служением Всевышнему.
[1]
Ср. гл. 1.
[2]
Ср. гл. 12.
[3]
В гл. 12.
[4]
Тегилим, 69:37.
[5]
В гл. 18,19 и 44.
[6]
Хагига, 96.
|