Противоположны этому 365 негативных заповедей Торы
и все запреты мудрецов, ибо они против желания[1]
и мудрости Его, благословенного, и их полная противоположность,
они отделены от единственности и единства Его, благословенного,
совершенно абсолютным разделением из-за утаения внутренней
стороны высшего желания, как говорилось выше[2],
точно так же, как "ситра ахра" и "клипа",
называемые идолопоклонство и иные боги.
А также и три одеяния души, •связанной у евреев
с "клипат нога", – мысль, речь и действие,
облеченные в 365 негативных заповедей Торы и [запреты]
мудрецов, а также и сущность самой души, облеченной
в свои одеяния, – все они совершенно едины с "ситра
ахра" и "клипа", называемыми идолопоклонством.
Более того – они преданы и подчинены ей и много
хуже и ничтожнее ее, ибо "клипа" не облечена
в вещественное тело[3],
и знает своего Властителя, и не восстает против Него
действием, и если она и посылает своих дурных посланцев,
да сохранит Всевышний, то лишь по воле Его. И как сказал
Бильам: "Я не смогу преступить повеления Всевышнего
и т. д."[4].
И хотя она называется идолопоклонством, тем не менее
Он признан "Б-гом богов", а посланцы ее совершенно
не могут нарушить волю Его, благословенного, ибо они
знают и постигают, что Он – их жизненная сила
и поддержание их существования, так как они черпают
[жизненную силу] от задней стороны категории задней
стороны высшего желания, благословен Он, их окружающего.
Но так как их питание и жизненная сила, которая в них,
находится в них в состоянии изгнания, они считают себя
божествами, а это – отрицание Его единства. И
все же они не отвергают и не отрицают Всевышнего совсем,
[до такой степени, чтобы] не признавать Его существования,
а лишь считают Его Б-гом богов, то есть [признавая,
таким образом, что] Он – их жизненная сила и поддержание
их существования, проистекающее и спускающееся к ним
от желания Его, благословенного, и потому они никогда
не нарушают волю Его, благословенного. И человек, таким
образом нарушающий волю Его, благословенного, намного
хуже и ничтожнее стороны "ситра ахра" и "клипа",
называемых идолопоклонство и иные боги, он совершенно
отделен от единственности и единства Всевышнего, более,
чем эта сторона, и как бы отрицает единство Его более
нее, да сохранит Всевышний. И как сказано в книге "Эц
хаим", врата 42, конец гл. 4: зло в этом физическом
мире – отбросы грубых "кли-пот" и т.
д.,
и конечная цель [служения] – его очищение[5]
и т. д., и потому все дела этого мира тяжки и дурны,
и грешники в нем торжествуют и т. д.
И потому сказали мудрецы, благословенной памяти, объясняя
слова "Если отклонится жена его"[6]:
человек грешит, только [если в него вступает дух глупости]
и т. д."[7].
Ибо даже легкомысленная, развратная женщина совладала
бы с духом своего желания, если бы не дух глупости в
ней, скрывающий, заслоняющий и утаивающий скрытую любовь,
которая есть в ее Б-жест-венной душе, [в силу которой
она желает] быть приверженной к вере во Всевышнего,
в Его единственность и единство, и не быть отделенной,
да сохранит Он, от единства Его, даже если бы отняли
душу от нее, [требуя], чтобы она поклонилась идолам,
да сохранит Всевышний, пусть даже одним лишь действием
совершенно без всякой веры в сердце. И несомненно, что
покорение склонности и жажды разврата – меньшее
страдание, чем смерть, да сохранит Всевышний. И то,
что для нее есть разница между запретом разврата и запретом
поклонения идолам, – это тоже дух глупости [со
стороны] "клипа", облекающий Б-жественную
душу до категории мудрости, которая в .ней, но не всю
душу, так как в мудрость облечен свет Всевышнего, как
говорилось выше[8].
На самом деле даже совершающий небольшое прегрешение
нарушает высшую волю Его, благословен Он, и абсолютно
отделен от единственности и единства Его, благословенного,
больше, чем "ситра ахра" и "клипа",
называемая иные боги и идолопоклонство, и более, чем
все, что получает от нее влияние в этом мире, –
нечистые животные, домашние и дикие, нечистые птицы,
насекомые и гады, как написано: "Комар опередил
тебя"[9],
и это значит: даже комар, который принимает пищу, но
не выделяет испражнений, – а это самая низкая
"клипа", наиболее далекая от категории Кдуша[10],
уделяющей ей влияние при абсолютном отдалении, –
выше человека-грешника в поступенном нисхождении и спуске
жизненной силы от высшего желания Его, благословен Он,
а тем более остальные нечистые животные, даже хищники,
ибо все они не изменяют своему назначению и дух их хранит
веление Его, благословенного, хотя "он не видит
и т. д."[11].
И как написано: "Боязнь и страх перед вами будет
у всякого зверя на земле"[12],
и как объясняют эти слова наши мудрецы, благословенной
памяти: "Зверь нападает на человека, только если
он кажется ему животным"[13].
А перед праведниками, от лица которых не отдаляется
подобие Б-га, покоряются все хищные животные, как написано
в книге "Зогар" о Даниэле в яме со львами.
И, таким образом, грешник и нарушающий волю Его, благословенного,
во время совершения даже легкого прегрешения абсолютно
отделен от высшей святости, которая есть единственность
и единство Его, благословенного, более, чем все нечистые
животные, насекомые и гады, получающие влияние от стороны
"ситра ахра" и "клипа" идолопоклонства.
И то, что предписание о спасении человеческой жизни
лишает силы остальные запреты[14],
как написано: "Пусть нарушит, но не умрет",
наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили следующим
образом: "Сказала Тора: нарушь ради него одну субботу,
чтобы впредь он соблюдал много суббот"[15].
И это не связано с тем, легкие эти грехи или тяжкие
(известно, что нарушение субботы считается тяжким грехом,
сравниваемым с идолопоклонством[16],
если убой скота производит постоянно нарушающий какой-либо
один запрет[17],
как сказано в [книге "Шулхан арух"], раздел
"Йорэ деа", 2, но не тот, кто занимается развратом.
Однако для спасения жизни разрешается нарушить субботу,
но не разрешается разврат, так что это -только установление
Закона).
Но после совершения греха, если он не из числа тех,
за которые следует наказание "карет" и смертная
кара, посылаемая небом, и Б-жественная душа не мертва
совсем, и не отрывается от корня своего в Б-ге живом,
и только ее приверженность и укоренение в корне несколько
нарушается этим грехом*,
И каково значение и природа повреждения души и корня
ее в верхних [мирах], такова и природа очищения и наказания
в аду или в этом мире.
За каждый грех и прегрешение следует особое наказание,
чтобы очистить и уничтожить грязь и повреждение. И когда
за грех следует наказание смертью и "карет",
повреждения души не одинаковы.
[тогда] также и витальная животная душа, облеченная
в тело человека, а также и тело снова поднимаются из
стороны "ситра ахра" и этой "клипы"
и приближаются к святости Б-жественной души, в них облеченной,
которая верит в единого Б-га, а также и во время совершения
греха она оставалась верной Ему, благословенному, и
была лишь в состоянии полного изгнания в животной душе
из-за стороны "ситра ахра", приводящей тело
к греху и низводящей его вместе с собой в глубины бездны,
намного ниже нечистоты стороны "ситра ахра"
и "клипы" идолопоклонства, да сохранит Всевышний,
и нет изгнания большего, чем это, "с высокой крыши
и т. д."[18].
И как объяснялось выше[19],
корень и источник души у всех евреев – от высшей
мудрости, а Он, благословенный, и мудрость Его едины
и т. д. И это – как если бы кто-нибудь схватил
короля за голову, и силой опустил бы ее, и окунул бы
его лицо в уборную, полную испражнений, ведь нет большего
оскорбления, чем такое, даже если это лишь на время,
а "клипот" и "ситра ахра" называются
"рвота и испражнения"[20],
как известно.
[1]
Запретительные заповеди касаются тех действий,
которые против желания Всевышнего.
[2]
В гл. 22.
[3]
И нет этого препятствия между нею и Б-жественным
светом.
[4]
Бемидбар, 22:18.
[5]
Исполнение заповедей очищает все существующее,
отделяя добро от зла и возвращая добро к его Источнику.
Таким образом, добро поднимается к своему Источнику,
а зло в чистом виде не существует. Процесс возвышения
мира и уничтожения в нем зла завершится с приходом Машиаха.
[6]
Бемидбар, 5:12. В оригинале ки тистэ, что
можно прочесть также "если поглупеет", так
как слова листот ("отклониться") и
штут ("глупость") имеют общий корень.
[7]
Сота, За.
[8]
В гл. 19.
[9]
Сангедрин, 38а; Ваикра раба, 14.
[10]
Сторона святости, Кдуша, уделяет свое влияние
и наиболее от себя отдаленным. Полная противоположность
этому - существо, которое получает, но не дает даже
близким. Ведь вся сущность "клипы" - ее собственное
самоощущение и существование, и ей нужно все только
для себя, если же она дает, то ради самоудовлетворения,
самодовольства.
[11]
Мегила, За. "Он не видит, но звезда его
видит". Звезда - духовный источник "клипы".
Так как животные не обладают свободной волей, они не
могут нарушить волю Всевышнего.
[12]
Брейшит, 9:2.
[13]
Сангедрин, 386. Это показывает, что животные
не могут изменить своему назначению - они могут нападать
только на животных. И еще: это результат того, что "звезда
его видит", поэтому животные могут почувствовать
в праведнике подобие Б-га.
[14]
Три запрета Торы нельзя нарушать даже в том случае,
если это повлечет за собой смерть: кровопролитие, разврат
и идолопоклонство. О них написано: "Пусть умрет,
но не нарушит". В субботу, если нужно спасти жизнь
человеку, можно нарушить все остальные запреты, кроме
этих трех. И в этом случае написано: "Пусть нарушит,
но не умрет".
[15]
Шабат, 1516; Йома, 856.
[16]
Если сознательно нарушающий субботу производит
убой, мясо некашерно. То же, если производит убой сознательно
предающийся идолопоклонству. Следовательно, нарушение
субботы столь же тяжкий грех, как идолопоклонство.
[17]
В этом случае мясо считается некашерным.
[18]
"С высокой крыши в глубокую яму". С
высот верхних миров, источника Б-жественной души, -
к облечению ее в тело, что уже для нее неизмеримое нисхождение,
а тем более - "удаление в изгнание" в случае
совершения греха.
|