И вот когда человек[1]
напрягает все силы своей Б-жественной души и так усиленно
борется с животной [душой], что изгоняет и искореняет
в ней зло из левой полости [сердца], как написано: "И
ты удалишь зло из себя"[2],
но совершенного превращения зла [в добро] не происходит[3],
он называется несовершенным праведником, "праведником,
которому плохо". Это значит, что есть в нем еще
немного зла в левой полости [сердца], но оно подчинено
добру и лишено силы оттого, что его так мало, и поэтому
человеку кажется, что он изгнал из себя все зло, что
его уже нет совсем, но если бы в действительности все
зло в нем совершенно минуло и исчезло, оно на деле превратилось
бы в добро. Объяснение таково: праведник совершенен,
когда зло в нем обращено в добро, и поэтому он называется
"праведник, которому хорошо" только после
того, как полностью снимает с себя нечистые одежды,
то есть начинает питать отвращение к наслаждениям этого
мира, так, как люди наслаждаются ими, лишь ради телесного
удовольствия, а не ради служения Б-гу, ибо они черпают
жизнь и влияние со стороны "клипа" и "ситра
ахра", а совершенный праведник ненавидит "ситра
ах-ра", ибо велика его любовь к Б-гу и святости
Его, -это "великая любовь", "полная наслаждения"
и величайшая привязанность [сердца], как уже говорилось[4].
Ибо они противоположны друг другу, как написано: "Всей
душой я их ненавижу, они стали мне врагами. Испытай
меня, [Б-же,] и узнай мое сердце и т. д."[5].
Ибо чем сильнее любовь к Б-гу, тем сильнее ненависть
к "ситра ахра" и отвращение ко злу[6],
а отвращение, так же как и ненависть, – противоположность
любви. А несовершенный праведник тот, в ком нет настоящей
ненависти к "ситра ахра", а потому он не питает
ко злу подлинного отвращения. И пока ненависть и отвращение
недостаточно сильны – это означает, что в нем
сохранилась какая-то доля любви и удовольствия в той
стороне и нечистые одежды полностью не сняты. Поэтому
зло в нем не превратилось полностью в добро -оно все
еще коренится в нечистых одеждах, но своим малым количеством
оно сводится на нет и не имеет значения, и потому он
называется праведником, и зло подчинено ему и не имеет
в нем значения. Но любовь его к Б-гу поэтому также несовершенна,
и он называется несовершенным праведником.
Эта ступень подразделяется на множество градаций в
зависимости от степени зла, которое сохранилось от одного
из четырех дурных элементов, а также в зависимости от
"количественного поглощения" его добром, превосходящим
зло, к примеру в шестьдесят, тысячу, десять тысяч раз
и т. д. К этой ступени принадлежат великие множества
праведников, которые есть в любом поколении, как сказано
в Гмаре: "Восемнадцать тысяч праведников стоят
перед Святым, благословенно Его имя"[7].
Но [если говорить] о достоинстве ступени совершенного
праведника, Рашби о ней сказал: «Я видел "сынов
восхождения", но их было мало и т. д.»[8].
Поэтому они называются "сыны восхождения"
– они обращают зло [в добро] и возносят его к
святости, как написано в предисловии к книге "Зогар"[9]:
«Когда раби Хия хотел подняться к [небесному] чертогу
Рашби, он слышал голос, который вышел и сказал: "Кто
из вас обратил тьму в свет и горечь в сладость [прежде,
чем] прийти сюда и т. д."».
Они названы "сыны восхождения" также и потому,
что их служение [Б-гу] в его позитивной части –
в тво--рении добра путем исполнения Торы и заповедей
– имеет цель неизмеримо более высокую, превосходящую
все и любые ступени, включая самые высокие, а не только
желание быть приверженным Ему, благословен Он, и тем
удовлетворить жажду души, стремящейся к Б-гу, как написано:
"О все жаждущие, придите к водам"[10],
как это объясняется в другом месте. Но [их служение]
подобно тому, как в книге "Тикуней Зог ар"
объясняется выражение "Кто благочестив?" –
"Тот, кто творит благо своему Творцу", то
есть [творит благо] в гнезде Его[11],
способствуя единению Святого, благословен Он, и Его
Шхины с живущими внизу[12].
И как написано в "Раая мегеймана", глава "Тецэ":
"Как сын, который старается для отца и матери,
которых он любит более себя и более всей своей души
и т. д., и готов отдать за них жизнь и т. д."[13],
и как об этом говорится в другом месте.
(Оба эти объяснения говорят о том же, ибо выделяя добро
из "клипат нога", [человек тем самым] возносит
кверху женские воды[14],
что' создает наверху "единения", в результате
которых вниз опускаются "мужские воды", и
это – воды милосердия, содержащиеся в каждой из
248 позитивных заповедей, относящихся к категории милосердия
и "мужских вод". И таким образом это –
привлечение сверху вниз святости Его, благословенного
Б-жества, чтобы облечь Его в живущих внизу, как это
объясняется в другом месте.)
[1]
Под словом "человек" здесь имеется
в виду разумная душа, выбор в основном зависит от нее,
под ее влиянием человек обращается к своей Б-жественной
душе, или наоборот.
[2]
Дварим, 21:21.
[3]
И животная душа не способна так же любить Всевышнего,
как Б-жест-венная.
[4]
В гл. 9.
[5]
Тегилим, 139:22,23.
[6]
Под "ситра ахра" имеется в виду духовная
категория зла. Поэтому к нему возможно отнестись с ненавистью,
как к обладающему разумением. Ведь не может быть ненависти
к растению, камню или животному. Зло здесь -влечение
к физическому наслаждению, и в этом случае соответствует
слово "отвращение".
[7]
Сука, 456; Сайт едрин, 976.
[8]
Там же.
[9]
Зогар, часть 1, стр. 4а.
[10]
Йешаягу, 55:1.
[11]
Слова Конэ ("Творец") и кен
("гнездо") имеют общий корень. Гнездо
- Шхина, последняя ступень Эманации, имеющая отношение
к сотворенным мирам.
[12]
Ср. Зогар, часть 2, стр. 1146; часть 3, стр.
2226,281а.
[13]
Зогар, часть 3, стр. 281а.
[14]
В двух приведенных определениях совершенного
праведника (полностью обращающий зло в добро и содействующий
Б-жественному воздействию на мир) основа та же. Любовь
и готовность служения "возносит кверху женские
воды". Женское начало - это преданность воспринимающего
воздействие, готовность к принятию. Такое "пробуждение
снизу" вызывает "пробуждение сверху"
- "единения" и взаимодействия в различных
ступенях Б-жественного мира Ацилут, в результате чего
"книзу спускаются мужские воды" Б-жественного
влияния, и, объединяясь с последней ступенью этого мира,
Шхиной (являющейся женской категорией, принимающей влияние),
Б-жественное влияние охватывает мир сотворенного.
|