И потому ангелы называются также хайот [животные] и
бегемот [скот], как сказано: "а морда льва направо...
а морда быка слева и т. д."[1],
ибо они не обладают свободной волей и страх их и любовь
- их естество, как о том сказано в "Раая мегеймана",
глава "Пинхас". И потому праведники выше их, ибо место,
предназначенное для душ праведников, - в мире Бриа,
а для ангелов - в мире Йецира[2]*.
И это обычные ангелы. Но есть высшие ангелы, которые
в мире Бриа, и их служение - через интеллектуальные
страх и любовь, как сказано в "Раая Meгeймaнa", там
же, что есть два вида святых хайот - естественные и
интеллектуальные, и как о том говорится в книге "Эц
хаим".
Это различие между ними связано с тем, что в мире Йецира
светят только мидот, эмоциональные атрибуты Эйн Софа,
благословен Он, и это - Его любовь, и Его трепет, и
Его страх и т. п. И как сказано (в "Тикуней Зогар" и
в "Эц хаим"), что шесть сфирот гнездятся в мире Йецира,
и посему таково постоянное служение ангелов, днем и
ночью они не перестают находиться в состоянии страха
и трепета и т. п., а именно весь лагерь Гавриэля, что
слева, а служение лагеря Михаэля - любовь и т. д. Но
в мире Бриа светят мудрость, и постижение, и знание
Эйн Софа, благословен Он, а они - источник мидот, и
мать, и корень для них, как сказано в "Тикуней Зогар",
что Высшая Мать гнездится в трех сфирот[3]
и в "троне", и это мир Бриа. И потому этот мир - место
душ праведников, служащих Всевышнему в страхе и любви,
проистекающих от постижения и знания величия Эйн Софа,
благословен Он, и эта любовь называется "желанием сердца",
как говорилось выше[4].
А из "желания сердца" образуется одеяние для души в
мире Бриа, и это - верхний Ган Эден, как это будет объяснено
далее и как сказано в книге "Зогар", глава "Ваякгель".
Но сказанное относится именно к нешамот, происходящих
от высшего интеллекта Эйн Софа, благословен Он. А категория
руах у праведников, а также все" остальные души евреев,
которые служили Всевышнему в страхе и любви, скрытых
в сердце каждого еврея, поднимаются туда только по субботам
и новомесячьям через столб, проходящий от нижнего Ган
Эдена к верхнему Ган Эдену, то есть к миру Бриа, называемому
верхний Ган Эден, ибо в нем наслаждаются[5]
Всевышним и получают блаженство от сияния Шхины, ибо
нет иного наслаждения и блаженства для сотворенного
разума, как лишь в том, что он схватывает, и понимает,
и знает, и постигает разумом и пониманием своим то,
что он может понять и постичь от света Эйн Софа, благословен
Он, через мудрость и понимание Его, благословенного,
светящих там, в мире Бриа.
И если эти души удостаиваются подняться выше ангелов,
хотя они служили только естественными страхом и любовью,
то это происходит потому, что с помощью своего страха
и любви они покоряли "ситра ахра", облеченную в их тела,
как тем, что избегали зла, побеждали свои влечения и
ломали их, так и тем, что творили добро, как об этом
уже говорилось. Они обладали свободой воли, [могли]
избрать зло, да сохранит Всевышний, но избрали добро
для покорения "ситра ахра" и тем самым превознесли Всевышнего
и т. п., как свет преобладает и т. п., как говорилось
выше.
И все это о месте душ, месте их пребывания, но Тора,
[ими изученная], и служение включаются непосредственно
в десять сфирот, ведь они - категория Б-жественного,
и свет Эйн Софа с ними соединяется абсолютным единством,
а именно с десятью сфирот мира Бриа через интеллектуальные
страх и любовь и с десятью сфирот мира Йецира через
естественные страх и любовь, а в них облечены десять
сфирот мира Ацилут, соединенные с ними совершенным единством,
а десять сфирот мира Ацилут абсолютным единением едины
с Эманирующим, Эйн Софом, благословен Он. Но иное души,
они не включаются в Б-жественность десяти сфирот, но
находятся в чертогах и отделениях мира Бриа или мира
Йецира и вкушают блаженство сияния Шхины - света Эйн
Соф [- Всевышнего], благословен Он, единого с миром
Бриа или с миром Йецира, и это - сияние изученной ими
Торы и их служение на самом деле (см. "Зогар", глава
"Ваякгель", стр. 210[6]),
ибо заповедь самой себе является вознаграждением[7].
Мир Ацилут превосходит [возможности] познавательных
способностей и постижения и понимания сотворенного разума,
ибо там мудрость, и постижение, и знание Эйн Софа, благословен
Он, соединены с Ним абсолютным единством, единством
сильным и удивительным, которое намного сильнее и бесконечно
превосходит [Его единство] с миром Бриа, ибо туда [Он]
спускается, дабы светить в состоянии сжатия, чтобы могли
сотворенные умы принять от них Хабад, и познать, и понять,
и постичь некоторый отблеск света Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, в соответствии с возможностями сотворенных
умов, ограниченных и конечных, чтобы они не перестали
быть существующими, а тогда они совершенно не принадлежали
бы к сотворенным, но возвратились бы к своему источнику
и корню, который является полностью Б-жественной категорией.
Это сжатие делает возможным отражение [света], которым
светят категории Хабад Эйн Софа, благословен Он, для
этих душ в мире Бриа. Но в мире Ацилут, где они не столь
сжаты, сотворенные умы не могут [от них ничего] принять,
и потому мысль их там не постигает совершенно. И потому
он, [этот мир], - место великих праведников, служение
которых намного превышает даже страх и любовь, происходящие
от постижения и знания величия Его, благословенного,
[превышает] в той же мере, в какой мир Ацилут неизмеримо
выше постижения и знания сотворенного ума. Их служение
было действительной колесницей Эйн Софа, благословен
Он, дабы ради Него не иметь [собственного] существования
и включиться в свет Его, благословенного, собою и всем
себе принадлежащим через исполнение Торы и заповедей,
как сказано: "праотцы - колесница", а именно -это означает,
что всю жизнь их служение было таковым.
Но тот, чей корень души слишком мал для того, чтобы
вместить такое совершенное служение - не существовать
и включиться в свет Его, благословенного, постоянным
служением, - [может так служить Всевышнему] только иногда,
временами, тогда, когда есть расположение свыше, как
во время молитвы "Амида", место которой в мире Ацилут,
а особенно в момент преклонений в этой молитве[8],
ибо каждое преклонение - в мире Ацилут (как сказано
в книге "Эц хаим", в объяснении молитвы, читаемой при
наступлении субботы), ибо эти преклонения выражают отказ
от самого себя в свете Его, благословенного, чтобы быть
совершенным ничто пред Ним, - место их душ в основном
в мире Бриа (лишь иногда во время расположения свыше
их душа поднимается к миру Ацилут как "женские воды"[9],
как известно сведущим в тайной мудрости).
"Вознаграждение за заповедь есть сама заповедь" -это
значит, что по вознаграждению за заповедь мы можем узнать
ее сущность и ступень. Мы не занимаемся [исследованием]
тайного, это - область великих праведников, являющихся
колесницей, мы обращаемся только к раскрытому нам, к
чему каждый человек должен стремиться: твердо знать
суть и ступень служения Всевышнему в страхе и любви,
ощутимых сердцем и проистекающих от постижения и знания
величия Эйн Софа, благословен Он, и место такого служения
в десяти сфирот мира Бриа. А место служения через есг
тественные страх и любовь в мозгу - в десяти сфирот
мира Йецира. Но служение без пробуждения страха и любви,
хотя бы ощутимых мозгом, а именно [без того, чтобы]
пробуждать естественную любовь, скрытую в сердце, выводить
ее из состояния скрытого и из утаения в состояние, ощутимое
хотя бы в мозгу и в тайниках сердца, так, что она остается
только в скрытом состоянии в сердце по природе своей,
как и была до служения, - такое служение остается внизу,
в мире разделения[10],
называемом внешней стороной мира, и нет в таком служении
силы подняться и включиться в единство Всевышнего, то
есть в десять святых сфирот. И как написано в книге
"Тикуней Зогар": "Без страха и любви [такое служение]
не улетает ввысь и не может подняться и предстать пред
Всевышним".
И [так происходит], даже если человек служит [Всевышнему]
не ради постороннего мотива, да сохранит Всевышний,
но, как сказано: "Их страх предо Мною стал как нечто
совершаемое только по привычке"[11],
что значит - человек с детства приучен, его отец и учитель
учили и приучали его страшиться Всевышнего и служить
Ему, и он служит на самом деле не ради самого служения,
ибо на самом деле служить невозможно без пробуждения
хотя бы естественных страха „ и любви, без выведения
их из скрытого состояния в сердце в ощутимое хотя бы
в мозгу и в тайниках сердца. Так же, как человек делает
что-либо ради своего друга и исполняет его желание только
в том случае, если он его любит или опасается его, точно
так же невозможно на самом деле делать что-либо ради
Него, благословенного, лишь исполняя Его волю, довершение
не [сохраняя] в памяти и не пробуждая любовь и страх
пред Ним, хотя бы в своем мозгу, и в мысли, и в тайниках
сердца. И если есть только любовь, это не называется
служением, если она не сопровождается по крайней мере
нижним страхом[12],
скрытым в сердце каждого еврея, как объясняется далее[13].
Когда же человек служит не ради самого служения на
самом деле, а по каким-либо иным мотивам, ради самоудовлетворения
например, чтобы стать ученым в Торе и тому подобное,
тогда эта мотивация, происходящая от "клипат нога",
облекается в его изучение Торы, и Тора временно находится
в изгнании в этой "клипе", до тех пор, пока этот человек
не совершит покаяние, ибо "[покаяние] приносит в мир
исцеление"[14],
и с его возвращением ко Всевышнему и Тора его возвратится
с ним. И потому сказали наши мудрецы: "Пусть человек
всегда [занимается изучением Торы, даже и не ради нее].
Ибо, занимаясь ею не ради нее самой, он, наверное, придет
к ней самой"[15],
наверное, он в конце концов совершит покаяние в том
или другом переселении [души], "ибо не будет отвергнут
от Него отверженный"[16].
Но если человек изучает Тору так просто, не ради нее
и не ради чего-либо иного, тогда не нужно покаяния,
но тотчас же, как только он начнет что-нибудь изучать
ради самой Торы, то, что он изучал просто так, объединится
и присоединится к этому изучению и улетит ввысь, ибо
в него [в прежнее изучение] еще не облеклась никакая
"клипат нога". И потому "пусть человек всегда и т. д.".
То же следует сказать и о молитве без сосредоточенности,
как о том говорится в книге "Зогар".
[1]
Так передал пророк Йехезкель свое видение высших
сфер (Йехезкель, 10).
[2]
Здесь подчеркивается, что служение через интеллектуальные
страх и любовь выше служения ангелов. Но из этого видно
также достоинство служащих естественными страхом и любовью,
то есть средних; неверно было бы предположить, что их
страх и любовь не в полной силе, как у праведников,
и что их исполнение действием также не в полной силе.
Здесь приводится параллель: естественные страх и любовь
(служение среднего) - на уровне этих ангелов, и понятно,
что их служение в полной силе, только это не интеллектуальное
служение, а эмоциональное. Понятно, что не только в
каждом заложены страх и любовь, но каждому "близко и
легко сделать так, чтобы страх и любовь в ощущении и
в действии были в полной силе. (Из бесед последнего
Любавичского Ребе.)
[3]
Три сфирот, то есть Хохма, Бина и Даат, объединены
в сфире Бина и светят в мире Бриа (называемом троном
для мира Ацилут).
[4]
В гл. 17
и 44.
[5]
Слово эден означает наслаждение.
[6]
Зогар, часть 2, стр. 210а и далее.
[7]
Авот, 4:2.
[8]
Во время молитвы "Амида" совершают четыре преклонения
в определенных местах ее.
[9]
См. примечание в конце гл. 10.
[10]
Чем больше мир отдаляется от Б-жественного Источника,
тем меньше в нем единства, появляются черты множественности
и разделения. Это -черта сотворенного мира, в котором
нет ощущения единства с Источником, и раздробленность
и множественность в нем максимальны. Поэтому он называется
миром разделения.
[11]
Йешаягу, 29:13.
[12]
Это страх, связанный не с познанием величия Всевышнего,
а с собственным существованием. Примером может послужить
страх наказания, забота о том, что ожидает нас в будущем
мире.
[13]
В гл. 41.
[14]
Йома, 86б.
[15]
Псахим, 50б; Назир, 23б.
[16]
Шмуэль II, 14:14.
|