Углубившись в размышление о величии Эйн Софа[1],
благословен Он, .разумеющий [поймет, что], в соответствии
с именем Своим, Он - Эйн Соф, Бесконечный, и нет ни
конца, ни предела свету и жизнетворности, распространяющейся
от Него, благословенного, простым желанием Его, и он
[этот свет] абсолютным единством един с сутью и сущностью
Его, благословенного, и если бы миры произошли от света
Эйн Софа без сжатий, а только поступенным нисхождением,
от ступени к ступени, по принципу происхождения следствия
от причины, этот мир не был бы вовсе сотворен таким,
каков он теперь, - конечным и ограниченным: "от земли
до небосвода пятьсот лет пути"[2],
а также и от небосвода до небосвода, а также и толщина
каждого небосвода. Даже грядущий мир и верхний Ган Эден[3],
место пребывания душ великих праведников, и сами души,
и, разумеется, ангелы, - конечны и ограничены, ибо есть
предел их постижению света Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, светящего им, будучи облеченным в Хабад и т. д.
И потому есть предел их наслаждению, когда они наслаждаются
сиянием Шхины и блаженствуют в свете Всевышнего, - они
не могут получить наслаждение и блаженство непосредственно
от самой категории Эйн Софа, так, чтобы не потерять
существования и не возвратиться к своему Источнику.
Подробности сжатий - как и что - здесь объяснять не
место. Но в общем они - категория сокровения и утаения
проистечения света и жизнетворности, дабы он не осветил
и не был привлечен к нижним в состоянии явного раскрытия,
дабы [мог он] облечься в них и сообщать им влияние и
давать им жизнь, чтобы они из ничто становились существующими.
[И им сообщается] лишь очень немного света и жизненной
силы, дабы были они конечными и ограниченными, и это
чрезвычайно малое отражение света, и они совершенно
как небытие по отношению к бесконечному и беспредельному
отражению [света]. Между ними совсем нет ни малейшего
подобия и отношения, как нам известно о подобии в мире
чисел, что число один имеет определенное значение по
отношению к миллиону, ибо оно - одна миллионная его
часть, но по отношению к совершенно бесконечному и бесчисленному
числа не имеют никакого значения - [в этом случае] даже
миллиард или триллион не имеют значения, даже того,
какое имеет единица по отношению к миллиарду и триллиону,
но они [по отношению к бесконечности] совершенно ничто.
Совершенно то же это малое отражение [света], облекающееся
в верхних и нижних мирах, дабы сообщать им влияние [и]
оживлять их, по отношению к сокровенному и скрытому
свету, который бесконечен, и не облекается, и не сообщает
влияние мирам явно и раскрыто для их оживления, но окружает
их сверху и называется "Окружающий все миры". Не следует,
да сохранит Всевышний, понимать пространственно это
окружение и схватывание сверху, ибо в сфере духовного
понятие "пространство" неприменимо. Выражение "окружает
и охватывает сверху" нужно понимать как влияние явно
нераскрытого. Явно раскрытое влияние в мирах называется
облечением, так как оно облекается в них, а они облекают
и постигают полученное ими влияние. Но влияние, на раскрывающееся
явно, находящееся в состоянии сокровения и утаения и
не постигаемое мирами, не называется облекающимся, но
окружающим и охватывающим. И потому, так как все миры
конечны и ограничены, ясно, что влияние света Эйн Софа
не облекается и не раскрывается в них явно, а лишь категорией
малого, очень и очень ограниченного отражения и то лишь
для того, чтобы сообщить им жизнь как конечному и ограниченному.
Но основной свет, без такого ограничения, называется
окружающим и охватывающим, ибо влияние его не явно в
них, так как они конечны и ограничены.
[Чтобы яснее себе это представить, возьмем] для сравнения
эту материальную землю. Хотя "слава Его наполняет всю
землю"[4],
то есть свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он,
как сказано: "Ведь небо и землю Я наполняю, слово Всевышнего"[5],
все же явно влияние Его облекается в ней лишь как ничтожно
малая жизненная сила, [та, которая оживляет] лишь неживое
и растительное. А весь свет Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, называется "окружающим ее [Землю]",
хотя Он - непосредственно в ней, так как влияние Его
в ней не раскрывается более. Он сообщает ей влияние
лишь категорией сокровения и утаения. Всякое скрытое
влияние называется "окружением сверху", ибо скрытый
мир по своей ступени выше мира раскрытого.
И чтобы это было еще более доступно разуму, приведем
сравнение. Человек рисует в своем уме нечто виденное
или видимое. И вот, хотя вся внешняя и внутренняя природа
этого предмета и глубины глубин его обрисованы полностью
в его уме и мысли, так как он видел его целиком или
видит сейчас, все же говорится, что ум его охватывает
этот предмет целиком. И тот предмет окружен его умом
и мыслью, но не в действительности окружен, а лишь в
воображении мысли человека и ума его. Но Всевышний,
о Котором сказано: "Мои мысли - не ваши мысли"[6],
- Его мысль и знание, которым Он знает все творения,
окружает каждое творение сверху и донизу, внутри и в
глубинах его совершенно реальным образом.
Возьмем, к примеру, этот земной шар. Знание Его, благословенного,
окружает всю толщу земного шара, и нутро его, и глубины
его до самого низа, и все это - совершенно реальным
образом. Ведь это Его знание есть жизненная сила всей
толщи всего земного шара, которая вызвала его из небытия
к существованию, и только чтобы он был таким, каков
он, конечным и ограниченным, и чтобы [была в нем] столь
малая жизненная сила, достаточная для неживого и растительного.
[Достичь этого] возможно лишь в результате многих и
сильных сжатий, уменьшивших свет и жизне-творность,
облекшуюся в земном шаре, дабы сообщить ему жизнь и
существование только в порядке конечного и ограниченного,
неживого и растительного.
Как писал Рамбам, благословенна его память, и согласились
с ним мудрецы Кабалы, о чем говорится в книге "Пардес"
раби Моше Кордоверо, благословенна его память, то же
согласно Кабале раби Ицхака Лурии, благословенна его
память, в соответствии с тайной сжатия и облечения светов
в сосуды, как о том говорилось выше, в гл. 2.
Но знание Его, благословенного, едино с Его сутью и
сущностью, ибо "Он - знание, и Он - знающий, и Он -
знаемое[7];
и как бы знанием Самого Себя Он знает все творения;
но не внешним для Него знанием, как знание человека,
ибо все существует в силу истинности [существования]
Его, благословенного. И этого человек не может постичь
в совершенстве и т. д."[8].
И так как это знание - категория бесконечная, оно не
называется облекающимся в земной шар, конечный и ограниченный,
но окружающим и охватывающим, хотя это знание охватывает
всю его толщу и нутро на самом деле и тем самым из небытия
вызывает его к существованию, как о том говорится в
другом месте.
[1]
В этой главе автор хочет показать, что Всевышний из
любви к нам ограничил Себя многими и сильными сжатиями,
и человек должен преодолеть все трудности и ограничения
из любви ко Всевышнему, "как в воде - лицо к лицу".
[2]
Хагига, 13а.
[3]
Ган Эден - рай, ступень, на которой праведники наслаждаются
познанием Всевышнего, познанием тайн Торы. Место верхнего
Ган Эдена - в мире Бриа, мире мысли.
[4]
Йешаягу, 6:3.
[5]
Ирмеягу, 23:24.
[6]
Йешаягу, 55:8.
[7]
Здесь автор упоминает все три аспекта: знание, знающий,
знаемое, в то время как в предыдущих главах (2, 4, 23)
говорилось только и знании и знающем. В этой главе говорится
о творениях, а они - категория знаемо-го. Всевышний
знает знанием Самого Себя. Так как в предыдущих главах
шла речь о душах и Торе, автор упомянул там только первые
две категории: знание и знающий.
[8]
Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10;
ср. Тания, часть 1, начало гл. 2.
|