Но витальная животная душа в еврее, происходящая от
стороны "клипа" и облеченная в кровь человека,
как уже говорилось[1],
а также "душа" чистых и дозволенных в пищу
домашних и прочих животных, птиц и рыб; существование
и дух жизни всего неодушевленного и растительного, дозволенного
в пищу, а также существование и жизненная сила всех
действий, слов и мыслей в тех делах этого мира, в которых
нет ничего запрещенного и ничего общего ни с корнями,
и ни с ответвлениями 365 запретов Торы, и ни с производными
от них, как в связи со сказанным в Торе, так и в отношении
постановлений мудрецов, но только их мотивация не имеет
небесной цели, а связана с волей, желанием и жаждой
тела, даже если они необходимы для тела и непосредственно
служат для поддержания его существования и жизни, но
не с небесной целью, не для того, чтобы тело могло быть
использовано для служения Всевышнему, такие действия,
слова
и мысли ничем не лучше самой витальной животной души
– каждая в отдельности из всех этих вещей испытывает
влияние и происходит от второй ступени "клштот"
и "ситра ахра", четвертой "клипы",
называемой "клипат нога". В этом мире, называемом
мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с
которым смешано лишь немного добра. (От него происходят
добрые наклонности в животной душе еврея, как уже упоминалось[2].)
И она ["клипат нога"] представляет собой
промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми
"клипот" и категорией и ступенью святости,
поэтому она иногда оказывается включенной в три совершенно
нечистые "клипот" (как об этом говорится в
книге "Эц хаим", шаар 49, начало гл. 4, в
цитате, приведенной из книги "Зогар"), а иногда
присоединяется и восходит к категории святости, а именно
когда добро, заключенное в ней, отделяется от зла, побеждает,
и восходит, и включается в святость. Так, например,
происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет
ароматное вино с той целью, чтобы оживить душу для служения
Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава: "Вино и
благоухание [делают мысль более восприимчивой]
и т. п."[3].
Или для того, чтобы исполнить этим заповедь, предписывающую
наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила
мяса и вина, находившаяся под влиянием "клипат
нога", очищается от зла и восходит ко Всевышнему
как жертва всесожжения.
Подобным же образом происходит, когда кто-нибудь шутит
для того, чтобы мозг освежился, а сердце радовалось
Б-гу, Его Торе и служению Ему, – ведь все это
должно делаться с радостью. Рава так и вел беседу с
учениками –
он всегда начинал с шутки, чтобы этим оживить их внимание.
Но если человек с жадностью поглощает мясо и вино,
удовлетворяя этим желание тела и своей животной души,
исходящее от элемента воды из числа четырех дурных элементов
животной души – источника влечения к удовольствиям,
жизненная сила мяса и вина в нем опускается тем самым
вниз и временно включается в абсолютное зло трех совершенно
нечистых "клипот", а тело его становится на
время их одеянием и колесницей[4],
пока человек этот не совершит покаяние и не возвратится
к служению Всевышнему и к изучению Торы. Ибо, так как
мясо и вино были дозволены к употреблению, они способны
вернуться и возвыситься вместе с ним, когда он обратится
к служению Б-гу. И сами слова гейтер и мутар
["дозволенное"; дословно: "развязанное,
освобожденное"] означают, [что дозволенное] не
"связано" и не "заключено в оковы"
"внешними" [силами зла] в такой мере, что
оно не способно вернуться и подняться к Б-гу. Однако
[и после возвращения и возвышения] в теле остается от
него некий отпечаток [после того, как оно было причастно
ко злу], и потому оно нуждается во "встряске
в могиле", как говорится об этом далее[5].
Иначе происходит[6],
[когда человек причастен к употреблению] запрещенной
пищи и к запрещенной половой близости, которые связаны
с тремя совершенно нечистыми "клипот". Они
[запрещенные вещи] навсегда "закованы в оковы"
и "связаны" "внешними"[7]
и никогда не поднимаются оттуда, пока не придет день[8],
когда смерть исчезнет навеки, как сказано: "И дух
нечистоты смету с лица земли"[9].
Или же пока человек не совершит столь великое покаяние,
что все его сознательно содеянные грехи действительно
станут заслугами, – покаяние, исходящее из глубины
сердца, великой любви и желания и стремления души приблизиться
к Б-гу, благословен Он. Душа его жаждет Б-га, "как
сухая бесплодная земля", ибо до сих пор была его
душа
в земле бесплодия и гибели – это "ситра ахра"
– и совершенно удалена от Лица Б-жьего, поэтому
жажда его души сильнее жажды душ праведников, как сказали
наши мудрецы: "Там, где стоят совершившие покаяние,
и т. д."[10].
И о покаянии, исходящем от такой великой любви, сказали
[мудрецы], что сознательно совершенные человеком грехи
становятся у него подобными заслугам[11],
так как в силу этого [отдаления] он достиг такой великой
любви. Но покаяние, не исходящее от такой любви, хотя
это и подлинное покаяние и Всевышний ему простит, все
же грехи его не уподобятся заслугам и не поднимутся
из "клипот" полностью до того времени, пока
смерть не исчезнет навеки.
Но жизненная сила мужских капель семени, исторгнутых
впустую, несмотря на то, что она спустилась вниз и оказалась
включенной в три нечистые категории "клипот",
поднимается оттуда через подлинное покаяние и очень
усердное прочтение перед сном.мо-литвы "Шма",
как известно из трудов раби Ицхака Лурии и как намеком
сказано в Гмаре: «Каждый, кто читает на ложе своем "Шма",
будто держит меч обоюдоострый и т. д.»[12],
поражающий "тела внешних"[13],
в которые облеклась жизненная сила капель [мужского
семени], и жизненная сила поднимается оттуда, как известно
сведущим в тайной мудрости. Поэтому грех исторжения
семени впустую не упомянут в Торе наряду с другими формами
запрещенной физической близости, хотя грех этот серьезнее
и тяжелее прочих. Вина тяжелее из-за степени и множества
нечистот и "клипот", которые возникают и умножаются
в огромных количествах в результате извержения семени
впустую, и тем это хуже запрещенной физической близости.
Но при запрещенной физической близости человек придает
силу и жизнь самой нечистой из "клипот",
так что он становится неспособным поднять оттуда жизненную
силу с помощью покаяния*.
Потому что она принята женским началом[14]
категории "клипа", получающей и присваивающей
себе жизненную силу, исходящую от стороны Кдуша. В случае
же впустую исторгнутого семени нет женского начала категории
"клипа", и только силы и воинства[15]
его облекают собой жизненную силу капель семени, как известно
сведущим в тайной мудрости.
И разве что совершит человек это покаяние из любви
столь великой, что грехи его станут подобны заслугам.
В связи с этим становится понятным сказанное мудрецами
о выражении "Кто извращен?" – "Тот,
кто не может исправить"[16].
Имеется в виду человек, вступивший в близость с замужней
и породивший дитя[17],
-тогда, даже если он совершит столь великое покаяние,
он не сможет возвысить жизненную силу к стороне святости,
так как она уже спустилась в этот мир и облеклась в
живое человеческое тело.
[1]
Тания, часть 1, гл. 1.
[2]
Там же.
[3]
Йома, 76а.
[4]
Послушным орудием, подобным колеснице, несущей
седока.
[5]
В гл. 8.
[6]
В переводе книги Тания на идиш в этом месте приводится
отрывок, найденный в одном из манускриптов в библиотеке
Любавичского Ребе.
Его нет в обычном тексте книги Тания: "То же самое
происходит с жизненной силой мужской капли семени, силой
страсти извергнутой из организма, если человек во время
близости с женой вел себя не подобающим святости происходящего
образом, даже если она была чиста".
[7]
Силы зла, "клипот".
[8]
Мессианский период, с которым связано полное
уничтожение зла.
[9] Зхарья, 13:2.
[10]
"Там, где стоят совершившие покаяние, не
могут стоять величайшие праведники". Брахот, 346.
[11]
Рош-Гашана, 29а.
[12]
Брахот, 5а.
[13]
"Клипот", приняв в себя жизненную силу
запрещенного, становятся для нее "сосудом",
как тело для души, и это передается выражением "тела
внешних".
[14]
Женское начало в "клипот" гораздо упорнее
и тяжелее мужского.
[15]
Нет женского соучастия, но оно присутствует в
мысли, что все же порождает "силы и воинства"
женского начала "клипот".
|