Хотя в деталях категории сокровения и утаения света
Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, при поступенном
нисхождении миров, пока не был сотворен этот материальный
мир, есть неимоверное количество разных видов, как известно
вкушающим от Древа жизни[1].
Однако в общем есть три вида сильных общих ограничений
для трех видов общих миров, а в каждом общем из них
[миров] есть несметное количество частностей. И это
- три мира: Бриа, Йецира, Асия. Ибо мир Ацилут - сама
Б-жественность. И для сотворения мира Бриа, то есть
души и высших ангелов, которые служат Всевышнему в категории
Хабад, в них облекающейся, и от нее постигают и принимают,
сначала было огромное ограничение, как о том говорилось
выше. Также и от мира Бриа к миру Йецира. Ибо очень
и очень небольшой свет, облекающийся в мире Бриа, все
же бесконечен по отношению к миру Йецира, и в мире Йецира
он может облечься лишь через сжатие и утаение, а также
и от Йецира к Асия (в другом месте приведено подробное
объяснение этих трех сжатий, дабы это стало более понятным
нашему слабому разуму). Цель же всех сжатий - сотворение
материального человеческого тела и покорение стороны
"ситра ахра", дабы проявилось преимущество света над
тьмой, когда человек единственно ко Всевышнему возносит
свою Б-жественную и витальную душу, и ее одеяния, и
все силы тела, как о том подробно говорилось выше[2].
Ибо в том цель поступенного нисхождения миров.
И "как в воде - лицо к лицу", так же, как Всевышний
как бы отодвинул и удалил в одну сторону, если говорить,
пользуясь сравнением, Свой великий беспредельный свет
и скрыл и утаил его в трех видах разных сжатий - все
это из любви к нижнему человеку, для того, чтобы возвысить
его ко Всевышнему, ибо "любовь побуждает плоть", тем
более и тем более, вне всякого сравнения, человеку также
подобает оставить и покинуть все, что у него есть, от
души" и до тела, и всем пренебречь, дабы стать приверженным
к Нему, благословенному, приверженностью, страстью и
желанием, и ничто не должно этому препятствовать, ни
изнутри, ни извне, ни тело, ни душа, ни имущество и
ни жена и дети.
И в связи с этим понятно основание и смысл установления
мудрецов, предписавших произносить благословения при
чтении "Шма", два до него и т. д.[3].
Казалось бы, они совершенно не имеют со "Шма" ничего
общего, как замечают раби Шломо Адрет и остальные кодификаторы.
Почему же они названы благословениями "Шма" и почему
постановлено читать их именно перед "Шма"? Но основное
назначение "Шма" - исполнить написанное: "...всем сердцем
твоим" - "Обоими твоими влечениями и т. д."[4],
то есть устоять против всего, что препятствует любви
ко Всевышнему. А "сердце твое" - это жена и дети, так
как сердце человека по природе своей привязано к ним,
как истолковали наши мудрецы, благословенна их память,
слова: "Он сказал, и свершилось"[5]
- это жена, "Он повелел, и стало" - это дети[6],
а "душа твоя и имущество твое" - буквально то, что необходимо
для жизни и пропитания, - все нужно забросить ради любви
ко Всевышнему.
Но как достигнет человек из плоти такого свойства?
Для этого сначала постановили читать [благословение]
"Йоцер ор". А там сказано и повторно подробно говорится
об ангелах, стоящих в вершине мира, и о порядке их служения,
чтобы показать величие Всевышнего, то, как все они отвергают
самих себя перед светом Его, благословенного, и произносят
в трепете и т. д., и святят и т. д., и говорят в трепете:
"Свят[7]
и т. д."[8].
То есть - что Он отделен от них и не облекается в них
явно, но "слава Его наполняет всю землю", и это -
Собрание Израиля наверху[9]
и народ Израиля внизу, как о том говорилось выше. А
также и "офаним и хайот гакодеш[10]
с великим шумом... Благословенна слава Всевышнего из
места Его"[11],
ибо они не знают и не постигают места Его, и как сказано:
"Ибо только Он высок и свят"[12].
А затем следует второе благословение: "Вечной любовью
Ты нас возлюбил, Б-г, Всевышний наш". То есть Он оставил
все верхнее воинство святых [ангелов] и поместил Свою
Шхину у нас, дабы она называлась нашим Б-гом, как [сказано]:
"Б-г Аврагама и т. д.", как о том говорилось выше. А
именно - так как "любовь побуждает плоть", и потому
она названа вечной любовью, и это - категория ограничения
беспредельного света Его, благословенного, дабы Он облекся
категорией ограничения, называемой олам ["мир",
или "вечный"], ради любви народа Его, Израиля, дабы
привлечь евреев к Нему, дабы были они включены в единственность
и единство Его, благословенного. И об этом сказано:
"Великим и превосходящим меру сочувствием"[13]
- больше, чем близость к Б-гу, ко всему верхнему воинству,
[и далее]: "...и нас Ты избрал из всякого народа и языка"
- это вещественное тело, по своей вещественности подобное
телам неевреев, "...и приблизил нас... дабы мы благодарили
и т. д." - объяснение благодарения будет приведено в
другом месте - "...и провозглашали Твое единство"[14],
дабы включиться в единство Его, благословенного, как
о том говорилось выше.
И вот, когда разумеющий вникнет в эти слова глубиною
сердца и ума, тогда сама собой, "как в воде -лицо к
лицу", разгорится душа его и облечется духом великодушным[15],
дабы добровольно пойти на то, и оставить и покинуть
все, что этому препятствует, и стать приверженным лишь
Ему, благословенному, и включиться в свет Его приверженностью,
страстью и т. д., категорией поцелуев и единением духа
с духом, как о том говорилось выше.
А как происходит единение духа с духом, о том сказано:
"И да будут эти слова... на сердце твоем, и говори о
них и т. д."[16],
как написано в книге"Эц хаим", что единение категорий
поцелуев - в основном единство Хабад с Хабад, и это
- углубленное изучение Торы, а уста - это исход духа
и его явное раскрытие, а именно - категория речи при
изучении Торы. Ибо "исходящим из уст Всевышнего живет
человек"[17].
И во всяком случае обязанность изучать Тору не исполняется
одной лишь мыслью и углубленным изучением, пока человек
не произнесет [изучаемое] устами, дабы привлечь книзу
свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, до витальной
души, местящейся в крови человека, образующейся из неживого,
растительного и животного, дабы все возвысить ко Всевышнему
вместе со всем миром и [все] включить в единство и свет
Его, благословенного, и он осветит землю и живущих на
ней категорией явного раскрытия: "И откроется слава
Всевышнего, и увидит всякая плоть и т. д."[18],
ибо в том цель поступенного нисхождения всех миров,
дабы слава Всевышнего наполнила всю эту землю именно
явным раскрытием, дабы тьма обратилась в свет, а горечь
- в сладость, как о том подробно говорилось выше[19].
И в этом цель и смысл служения человека - привлечь книзу
свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и только
сначала [для этого] необходимо вознесение "женских вод"[20]
- отдать душу и все, что имеешь, как о том говорилось
выше.
[1]
Изучающим Кабалу.
[2]
В гл. 35-47.
[3]
Мишна, Брахот, 1:4.
[4]
Брахот, 54а. Влечением к добру и влечением ко
злу. Последним также можно служить Всевышнему, отвергая
зло. "Всем сердцем" в оригинале -левавха, с двумя
буквами "бейт", и эти две буквы "бейт" указывают на
то, что речь идет о двух категориях, связанных с сердцем,
то есть два влечения, как это истолковывают наши мудрецы.
[5]
Тегилим 33, 9.
[6]
Шабат, 152а.
[7]
Йешаягу, 6:3.
[8]
Из утренних молитв.
[9]
Сфира Малхут в мире Ацилут.
[10]
Различные ступени ангелов. Ангелы высшей ступени,
срафим, обладают постижением более высокого порядка,
поэтому они восхваляют Всевышнего, Который выше того,
чтобы иметь отношение к сотворенным, и говорят: "Свят"
- отделен и бесконечно возвышен. Офаним этого не постигают,
поэтому их восхваление не интеллектуально, а эмоционально,
и, так как эмоции более сильно ощутимы, чем интеллектуальное
восприятие, об их восхвалении сказано: "с великим шумом".
[11]
Йехезкель, 3:12.
[12]
Из молитв.
[13]
Из молитв.
[14]
Из молитв.
[15]
Величайшей самоотверженностью.
[16]
Первый отрывок молитвы "Шма" (Дварим, 6:4-9).
[17]
Дварим, 8:3.
[18]
Йешаягу, 40:5.
[19]
В гл. 36 и 37.
[20]
См. конец гл. 10.
|