Противопоставление самоощущения грешника и радости,
с которой следует служить Всевышнему. Что собой представляют
праведник, грешник и средний. Две души.
Б-жественная душа - частица сущности Б-га. Как сын
происходит от мозга отца, так души - от мудрости Б-га,
единой с Его сущностью. Связь душ всех уровней с душами
ученых Торы, мозга народа, как с источником своей жизни.
Десять сил души, составляющие разум и силы эмоций.
Хохма - первый проблеск мысли, Бина - ее развитие, Даат
- связь мысли со Всевышним. От действия этих трех ступеней
разума рождаются любовь к Б-гу и страх пред Ним.
Три одеяния Б-жественной души - мысль, речь и действие,
связанные с Торой и заповедями. Единство с Б-гом, достигаемое
через одеяния Б-жественной души.
Великое и удивительное единство с Б-гом, достигаемое
через познание Торы: разум облечен мудростью Б-га, и
сама она в нем заключается. В физическом мире не существует
подобного этому абсолютного единства. Тора - хлеб и
пища души.
Все сотворено в противоположении. Против десяти сфирот
Б-жественной души - десять "венцов нечистоты"
животной души. Мысль, речь и действие не обращенные
к Б-гу, получают влияние от "обратной стороны"
и "клипот" Три совершенно нечистые "клипот".
Верхняя ступень "клипот" - преобладание зла
с некоторой долей добра. Она питает животную душу еврея
и все разрешенное Торой, но в зависимости от намерения
человека все это может быть направлено к абсолютному
злу или к абсолютному добру.
Даже если человек ест запрещенное, чтобы служить Всевышнему,
оно не возвышается из абсолютного зла. Очищение души
от пустых дел и речей.Нееврейские премудрости сообщают
нечистоту Б-жественной душе.
Борьба Б-жественной и животной душ за обладание "малым
городом".
Человек, который борется с собой настолько, что само
зло в нем превращается в добро, - "праведник, которому
хорошо". И он полностью ненавидит дурное. Несовершенный
праведник не обратил зло в добро полностью, и нет в
нем полной ненависти к дурному. Он "праведник,которому
плохо".
"Грешник, которому хорошо" - тот, в ком добро
подчинено злу. У одних дурное преобладает лишь временно
и частично. Другими оно овладевает полностью, но затем
и они раскаиваются. "Грешник, которому плохо"
не раскаивается никогда.
Средний - тот, кто никогда не совершил и не совершит
греха. Одеяния Б-жественной души всегда в нем преобладают,
но лишь одеяния, а не суть и сущность ее.
Нужно смотреть на себя "как на грешника"
- не грешника в полном смысле слова, а среднего, в котором
еще есть зло.
Каждый человек может и должен быть средним, то есть
творить добро и избегать зла мыслью, речью и действием.
Но на самом деле испытывать отвращение ко злу - в этом
человек не столь властен над собою, но должен к этому
себя приучать.
Праведник завершил войну со злом, средний - в разгаре
ее.
Великое правило в служении средних - владеть своей
природой, и этому помогает размышление и осознание величия
Всевышнего. Даже если разум не способен породить ощутимую
любовь к Б-гу, есть скрытое внутреннее постижение сердца,
и через Тору и заповеди оно возвышает душу так же, как
ощутимая любовь.
Исполнить все веленное Торой очень легко и близко человеческому
сердцу, так как в сердце еврея постоянно присутствует
скрытая любовь к Б-гу, а мозгом человек владеет и может
всегда размышлять о Всевышнем.
Дополнительное объяснение того, почему "очень
легко" это исполнить.Скрытая любовь коренится в
силе Эйн Софа, благословен Он, облеченной в категории
мудрости в душе еврея, кто бы он ни был. Вера - сила
надинтеллектуалъная.
Еще о скрытой любви в душе еврея. Душа подобна свече.
Как огонь свечи стремится кверху, так душа человека
стремится отделиться от тела и подняться к своему источнику
в Б-ге.
Заповедь о вере в Б-га и запрет поклоняться чему-либо
иному - корень всех позитивных и негативных заповедей.
Б-г так же единственно Сущий после сотворения мира,
как был Он до его сотворения. У человека произнесенное
слово - ничто по сравнению с силой речи в душе или тем
более с мыслью и только ощущается как нечто отдельное.
У Всевышнего речь не отделена от Него, она с Ним абсолютно
едина. И только творениям, получающим жизненную силу
от категории Его речи посредством многих уменьшений
и великого сокровения света, кажется, что жизнь их -
нечто самостоятельно существующее. Но пред Всевышним
нет этого сокровения света.
Тора выражается понятным, людям языком и называет эту
категорию речью, и это - поступенное снижение и уменьшение
жизненной силы, пока не смогут ее получить даже "клипот"
и нечистые творения, жизнь которых Всевышний поддерживает
как бы нехотя, "из-за спины", дабы вознаградить
праведников, покоряющих зло.
Различие между Торой, единой со Всевышним, и заповедями,
которые называются членами тела Короля. Члены тела повинуются
желанию души. Через заповеди сила членов и мозга человека
также становится колесницей Высшего Желания.
Запреты Торы относятся к тому, что против Высшего Желания
и не едино со Всевышним, Три одеяния души, когда ими
пользуются в запрещенном, хуже самих "клипот".
Ибо "клипот" - это идолопоклонство, но и идолопоклонники
называют Его "Б-гом богов", они не могут Ему
противиться и творят зло лишь в соответствии с Замыслом.
Но если человек преступает Желание Его, он совершенно
себя от Него отрывает, более, чем "клипот"
и нечистые творения.
Человек всегда в силах воспротивиться всему дурному
и забывчивости. Ведь ради того, чтобы не быть оторванным
от Б-га, он способен пойти на смерть, а воспротивиться
дурному легче, чем умереть. Грусть, отупение сердца
и лень, его следствие, - величайшие враги в служении
Б-гу.
Бороться с дурным невозможно с позиции лени и грусти.
Следует очистить сердце от всякой грусти и заботы о
делах этого мира и все принимать с радостью. Тяжелое
также к добру, но,добро это еще не открыто.
Если дурные мысли и влечения приходят во время занятий
делами этого мира, можно этому радоваться, ибо, отвергнув
их, человек как бы исполнил заповедь. Возможно, борьба
- предназначение человека, и покорением зла он доставляет
удовольствие Б-гу.
Если дурные мысли и влечения возникают во время изучения
Торы и молитвы, не следует обращать на них внимания
и не следует от этого грустить, а лишь увеличить свои
усилия.
Если человеку не удается побороть отупение сердца при
молитве, нужно избрать особое время для того, чтобы
стараться осознать свое ничтожество и продумывать всю
свою жизнь.
Если тот, кто умеет изучать Тору, не борется с дурным
влечением, вина его тяжелее, чем невежественного, легкомысленного
человека. Каждый должен проверять себя, ведет ли он
подлинную войну. Он должен делать больше, чем он к тому
склонен.
Различие между грустью, от которой тупеет сердце и
теряет свою живость, и горечью, при которой сердце живо.
Горечь - от категории гвурот стороны Кдуша, цель ее
- смягчить Суд в корне его. Время, благоприятное для
нее, - когда человек так или иначе грустен по какой-либо
причине. А потом он придет к истинной радости, подумав
о том, что есть в нем частица самого Б-га свыше.
Когда единственной радостью человека будет радость,
связанная с Б-жественной душой, он сможет и любить ближнего,
исходя из мысли о Б-жественной душе и о добре, скрытом
в каждом человеке.
Временами нужно освещать душу, размышляя о единстве
Всевышнего. Долго размышляя об этом, человек придет
к истинной радости, и это - подлинная близость к Б-гу.
Праотцы постоянно были связаны мыслью с Творцом, также
и пророки и Моисей. Подобное тому испытали евреи у горы
Синай. Придя к выводу, что разум его слишком мал, чтобы
осознать небытие мира пред Б-гам, человек должен установить
себе постоянные часы днем и ночью для изучения Торы,
пожертвований и т. п.
Средние не могут полностью пересилить в себе животную
душу. Огонь свечи связан с фитилем посредством масла.
Так душа человека, даже совершенного праведника, теряет
существование в свете Всевышнего посредством исполняемых
действием заповедей.
Цель сотворения мира - создание Ему, благословенному,
жилища в нижних творениях. От покорения стороны ситра
ахара возникает радость наверху. Завершение цели сотворения
мира будет достигнуто с приходом Машиаха.
Достижение совершенства в дни Машиаха, то есть явное
проявление света Эйн Софа в нашем мире, достигается
нашими деяниями в период изгнания. При действии заповеди
свет Эйн Софа облекается в саму вещественность мира.
Различие между сосредоточенной молитвой и молитвой
без участия мысли. Основная мысль и намерение при исполнении
заповедей - желание стать приверженным Всевышнему через
приверженность Его Желанию. Интеллектуальные и естественные
страх и любовь.
Ангелы не имеют свободной воли, их страх и любовь естественные,
и место их- в мире Йецира. Праведники избрали добро
и покорили зло силой интеллектуальных страха и любви.
Их место - в мире Бриа. Служением праотцев было постоянное
самоотречение, которое выше разума. Их место - в мире
Ацилут. Исполнение заповедей лишь по привычке не поднимается
ввысь, а остается внизу, в мире, как бы отделенном от
единства Всевышнего.
Если человек изучает Тору не ради нее самой, она совсем
не поднимается к сфирот мира Йецира или даже мира Асия.
Но если изучение имело иную цель, оно остается совсем
внизу, в мире "клипот". Страх и любовь - крылья, поднимающие
ввысь.
Хотя позитивные заповеди связаны с любовью, негативные
- со страхом, для исполнения всех их нужен прежде всего
ощутимый сердцем страх, дабы не воспротивиться Всевышнему.
По меньшей мере нужно размышлять о Нем, наполняющем
небо и землю.
У каждого еврея есть нечто от Моисея. В каждом поколении
есть ведущие его мудрецы, души которых - искры души
Моисея. Познание Б-га достигается не чтением книг, а
размышлением и личным постижением. Эта способность есть
в каждом, но требует больших усилий.души и тела.
Две ступени страха. Нижний страх связан с размышлением
о наполняющем все миры - Б-жественном свете, имеющем
отношение к мирам. Верхний страх - страх смущения, связан
с размышлением о том, как все пред Ним - небытие. Две
ступени любви. Великая любовь - дар тому, чей страх
совершенен, и связана она с миром Ацилут. Вечная любовь
возникает в результате размышлений о Б-ге, наполняющем
и окружающем все миры и единственно существующем.
Еще один вид любви, который есть во всех душах евреев.
Как стремится человек к жизни своей души, так стремится
он к Б-гу. И еще более возвышенная любовь - как у сына,
готового на все ради родителей. Это - любовь Моисея,
но в душе каждого скрыто нечто от нее. Следует приучать
себя к ней, и привычка станет натурой.
Еще один путь - пробуждать в себе сострадание по отношению
к искре Б-жественного, облеченной в тело в этом далеком
от Б-га мире, мире "клипот".
Еще один легкий путь. Сравнение с королем, возвысившим
самого презренного из людей, находившегося среди нечистот.
Так Всевышний вывел нас из Египта и приблизил к Себе,
даровав Тору.
Нужно всегда ощущать себя вышедшим из Египта, и это
- освобождение Б-жественной души из плена в теле и ее
включение в единство Б-га через Тору, и особенно - через
чтение "Шма".
Размышление о величии Эйн Софа. Если бы не было сжатий
Его света, наш построенный на ограничениях мир не мог
бы ни возникнуть, ни существовать. Даже познание Его
в мире грядущем и Ган Эдене ограничено. Неизмеримое
отдаление сотворенного от Творца. Мысль Его не только
облекает творения, но и проникает их самую сущность.
Все сжатия - для сотворения тела человека и покорения
зла, чтобы после того, как человек возвысит обе свои
души и их одеяния и все силы тела, проявилось преимущество
света над тьмой. Так же как Всевышний для нас как бы
отодвинул Свой свет и скрыл его в бесчисленных сжатиях,
так и человеку следует оставить ради Него душу свою
и тело и все, что ему дорого. Смысл молитвы "Шма".
О высшей ступени любви.
О пребывании Б-га в нашем мире.
О пребывании Шхины в мирах и в творениях.
Еще о пребывании Шхины в Храме и душе.
|