Место пребывания животной души, которая у каждого еврея
связана с "клипат нога", – в сердце, в левой его
полости[1],
наполненной кровью, как сказано: "Ибо кровь –
это душа"[2].
Потому все страсти – хвастовство, гнев и другие
подобные чувства – коренятся в сердце, и отсюда
они распространяются по всему телу, а также восходят
к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и
чтобы обдумывать их, так же как источник крови –
в сердце, а из сердца она расходится по всем членам
и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной
души – мозг в голове человека. Оттуда она распространяется
по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости,
в которой нет крови[3],
как сказано: "Сердце мудрого справа"[4],
и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли
горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и
размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о
том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при
осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его,
радости, которая возникает, когда глаза мудреца, "которые
у него в голове"[5],
то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу,
созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое
непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется
в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца
имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся
в мозгу.
Однако написано: "И будет народ покорен народом"[6].
А тело названо "малый город"[7].
И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет
его захватить и властвовать в нем, то есть править по
своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись
ему, что бы он ни приказал, так две души – Б-жественная
и витальная животная душа со стороны "клипот" -сражаются
друг с другом за власть над телом и над всеми его членами.
Желание и воля Б-жественной души – быть единственной
властительницей и руководительницей тела, чтобы все
его члены были послушны и совершенно преданы ей, став
ее колесницей и одеянием для ее десяти сил и трех ее
одеяний, о которых шла речь выше[8],
так что все они смогут облечься в члены тела, и все
тело будет полно только ими, и не коснется их ничто
чужое, сохрани Б-г. То есть три мозга[9]
в голове наполнит Хабад Б-жественной души, а это - Б-жественная
мудрость и постижение. И [человек] созерцает непостижимое,
безграничное величие Б-га, и от этого в разуме зарождается
трепет, и страх Б-жий в сердце его, и любовь к Нему,
как пламя, разгорается в его сердце, подобно пылающим
углям, ибо душа его жаждет, стремится с великой страстью
и желанием принадлежать Эйн Софу, благословен Он, всем
сердцем, всей душой и всей своей силой – из глубины
правой полости сердца. Она должна быть настолько "вымощена"
любовью, полна и переполнена ею, что любовь распространится
и на левую полость, дабы подавить "ситра ахра" и элемент
дурных вод, присущий ей, то есть влечения, исходящие
от "клипат нога", дабы ее изменить и обратить от наслаждений
мира к Б-жественной любви. И как написано: "Всем сердцем
твоим"[10]
– обеими твоими натурами[11]
– чтобы человек поднялся, пришел и достиг ступени
"великой любви", чувства, гораздо более сильного, чем
"любовь, пылающая как горящие угли". Эта любовь названа
в Писании "любовью, полной наслаждения"[12],
она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому,
какое будет в] грядущей жизни. Это наслаждение испытывается
мозгом мудрости и разумом, который наслаждается постижением
Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта
и мудрости человека. Это – элемент воды и "семена"
"света посеянного"[13]
в святости Б-жественной души, превращающей в добро "воды"
животной души, в которой прежде зарождалась жажда наслаждений
этого мира. И как сказано в книге "Эц хаим", шаар 50,
гл. 3 на основании того, что написано в книге "Зогар",
– зло превращается в абсолютное добро, совершенно
подобное врожденному, после того как человек снимает
с себя нечистые одежды[14]
– удовольствия этого мира, в которые он облечен.
И все остальные мидот сердца, порождаемые любовью и
страхом, будут принадлежать только Б-гу; и сила речи
в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены
только одеяниями мысли и речи Б-жественной души, то
есть мыслью о Б-ге и Торе, и о том он говорит весь день,
так что "уста не прерывают учения"; а сила действия
в руках и во всех 248 членах его будет занята только
исполнением заповедей, что является третьим одеянием
Б-жественной души. Но животная душа человека, связанная
со стороной "клипа", желает своего совершенного превращения
на благо человеку, чтобы он ее пересилил и одержал над
ней победу, как об этом говорится в притче о беспутной
женщине, рассказанной в книге "3oгар"[15].
[1]
Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее
проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части,
поэтому она помещается в сердце.
[2]
Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение "ибо
душа человека (дословно: плоти) - в крови". Душа, облекаясь
в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих:
"ибо кровь - это душа". В сердце, в месте скопления
"жизни плоти", то есть крови, - средоточие оживляющего
начала, души.
[3]
Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим,
шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но
кровь в правой полости сердца - не основное, ибо с ней
не связан здесь хидуш - возникновение нового
(ведь кровь притекает из левого желудочка, в который
она поступает из тела). Хидуш, который показывает
роль правой полости сердца, - воздух (кислород), дающий
жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе,
которое приводит И. Корф.)
[4]
Когелет, 10:2.
[5]
Ср. Когелет, 2:14.
[6]
Брейшит, 25:23.
[7]
Когелет, 9:14; Недарим, 326.
[8]
В гл. 3 и 4.
[9]
Физическое соответствие трех сил интеллекта - Хохма,
Бина и Даат.
[10]
"Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим" (Ваикра,
6:5).
[11]
Брахот, 54а. Всем, что в тебе есть, - и добрым, и дурным.
Дурным также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу.
[12]
Шир гаширим, 7:7. Имеются в виду различные ступени осознания
и любви. "Крепкая любовь" - ощущение страстное, сильное;
более высокая ступень - "любовь, полная наслаждения"
- глубокая, спокойная, как гладь великой воды.
[13]
"Свет, посеянный для праведника" (Тегилим, 97:11). Свет
Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем
мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который
до того времени скрыто "засеян" в мире, как семя в земле.
Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая
она "наверху", в ее духовной форме. Но она не была им
дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной
жизни - и это "посеянный свет".
[14]
Из книги пророка Зхарьи (3:3): "А Йегошуа был одет в
нечистые одежды и стоял перед ангелом".
[15]
Часть 2, стр. 163а. В притче рассказывается о короле,
который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице,
и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала,
чтобы будущий наследник престола выдержал испытание.
|