И есть прямой путь, лежащий перед человеком, [путь],
доступный всем, и "это очень близко" [и доступно] -
пробудить и засветить свет любви, укорененный и скрытый
в сердце его, дабы она светила всей силой света своего,
как огонь, ощутимо пылающий в его сердце и мозгу, дабы
он отдал душу свою Всевышнему, и тело, и все, что имеет,
всем сердцем, и всей душой, и силой из глубины сердца
самым истинным образом, а особенно во время чтения "Шма"
и соответствующих ему благословений, как это будет объяснено.
И это [возможно тогда], когда человек примет во внимание
написанное: "Как в воде лицо - против лица, так сердце
человека - к человеку"[1].
И это означает, что [когда] человек показывает воде
образ и форму лица своего, там, в воде, появляется та
же самая форма; то же происходит с сердцем человека,
верного другому в своей любви. Эта любовь также пробуждает
любовь к нему в сердце друга, и они становятся друг
другу верными, любящими, особенно тогда, когда человек
видит любовь друга по отношению к себе.
Такова природа, свойственная всем людям, даже если
они равного достоинства, а во много раз более, если
великий и возвышенный царь выражает свою великую и сильную
любовь к человеку простому, презренному, стоящему ниже
[всех] людей, ничтожному, пребывающему в отбросах, -
и нисходит к нему с высот славы своей вместе со всеми
своими министрами, и поднимает его, и выводит из грязи,
и вводит в свой дворец, царский дворец, в самые внутренние
покои, туда, куда ни один раб и ни один министр не вхожи,
и там он с ним наедине, в истинном единении, близости,
объятиях, поцелуях и единении духа с духом всем сердцем
и душой - [у него] тем более сама собой пробудится удвоенная
и учетверенная любовь в сердце этого простого, ниже
всех стоящего человека к душе царя подлинной душевной
привязанностью из сердца и души, из бесконечных глубин
сердца. И даже если сердце его из камня, растопится
оно и станет водой, и, как вода, изольется душа его
в совершенном истечении души в любви к царю.
И точно так же, как все описанное, точно так же, как
этот образ, и намного и неизмеримо более, сделал для
нас наш Б-г, ибо величие Его неизмеримо, и Он наполняет
все миры и окружает все миры, и известно из святой книги
"Зогар" и из учения раби Ицхака Лурии, благословенна
его память, как много есть чертогов и миров до бесконечности,
и в каждом мире и чертоге десятки десятков тысяч ангелов
до бесконечности, и как сказано в Гмаре: «Написано:
"Есть ли число полкам Его?"[2].
Написано также: "Тысячи тысяч служат Ему и десятки десятков
тысяч пред Ним"[3].
[Это противоречие] объясняют следующим образом: тысячи
тысяч -число одного полка, но полкам Его нет числа»[4].
И все пред Ним как бы совершенно не существует, совершенно
подобно несуществованию одного слова по отношению к
сути говорящей души и сущности ее в то время, когда
речь ее еще в ее мысли или в желании и в устремлении
сердца, как о том подробно говорилось выше[5].
И все спрашивают: "Где место славы Его?". И отвечают:
"Полна вся земля славы Его"[6],
и это - Его народ Израиль. Ибо оставил Всевышний верхних
и нижних и никого из них не избрал, но лишь народ Свой
Израиль. И вывел его из Египта, "срамного места"[7]земли,
места грязи и нечистоты, "не через посланца и не и т.
д., но Сам Всевышний в славе Своей нисшел туда"[8],
как сказано: "И спустился, чтобы избавить его и т. д."[9],
чтобы приблизить их [евреев] к Себе истинной близостью
и единением, подлинной привязанностью души, категорией
поцелуев из уст в уста, речи с речью Всевышнего, и это
- Галаха, и единением духа с духом, и это - постижение
Торы и познание воли и мудрости Его, ибо все это совершенно
едино, а также и категорией объятий, и это - исполнение
заповедей, связанных с действием, двумястами сорока
восемью органами тела, ибо 248 велений - 248 органов
тела Царя, как объяснялось выше[10].
Все они в общем подразделяются на три категории: правая,
левая и средняя, и это Хесед (доброта), Дин (суд) и
Рахамим (милосердие), две руки и тело и т. д.[11].
И таков смысл [слов, содержащихся во многих благословениях]:
"...Который освятил нас Своими заповедями" - как человек,
освящающий женщину[12],
дабы была она соединена с ним совершенным единением,
как сказано: "И прилепится к жене своей, и станут единой
плотью"[13].
Точно так же и безмерно более того [совершенно] единение
Б-жественной души, занимающейся изучением Торы и исполнением
заповедей, и витальной души и их одеяний, как говорилось
выше, со светом - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он.
И потому Шломо, мир ему, сравнил в [книге] Шир гаширим
это единение с единением жениха и невесты, с привязанностью,
жаждой, желанием, объятиями и поцелуями. В этом смысле
говорится: "...Который освятил нас Своими заповедями",
ибо [с помощью заповедей] Он поднял нас к уровню кодеш
гаэлъон [высшей святости], благословен Он, и это
- Кдуша [святость] Самого Всевышнего в славе Его, а
смысл слова кдуша - "отделенность", Всевышний
отделен от миров, и это - категория "окружающий все
миры", которая не может в них облечься. Ибо с единением
души и ее включением в свет - Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, душа находится в достоинстве и на ступени
святости [отделенности] Эйн Софа, благословен Он, самым
реальным образом, так как она соединяется с Ним и включается
в Него, благословенного, и они [душа и Всевышний] становятся
совершенно едины. И таков смысл слов: "И будьте Мне
святы, ибо свят Я, Всевышний, и Я отделю вас от народов,
дабы вы принадлежали Мне"[14].
И Он говорит: "И исполняйте все Мои заповеди и будьте
святы Б-гу вашему, Я - Всевышний, Б-г ваш, и т. д."[15].
И это означает, что через исполнение заповедей Я - ваш
Б-г, как "Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и т. д." - ведь так
говорится потому, что праотцы были колесницей Ему, благословенному,
и как бы не существовали и были включены в свет Его.
Так и все души евреев в то время, когда они заняты
изучением Торы и исполнением заповедей. И потому наши
мудрецы, благословенна их память, обязали вставать и
стоять перед каждым человеком, занятым исполнением заповеди,
даже если он невежда и простой человек[16],
и это потому, что Всевышний пребывает и облекается в
душу его в то время, и только душа его этого не ощущает
из-за завесы вещественной материи, которая не очистилась
и затемняет зрение души так, что она не видит Б-жественного,
как [видели] праотцы и подобные им, "при жизни видевшие
мир свой"[17].
И об этом сказал Асаф, [осененный] духом Б-жьим, [говоря]
обо всей общине Израиля, находившейся в изгнании: "А
я невежда и не знаю, скотами я был пред Тобой. А я всегда
с Тобой"[18].
То есть: хотя я как скотина, когда я с Тобой, и не знаю
и не ощущаю в душе моей этого единства так, чтобы сначала
ее охватили страх и ужас, а потом великая любовь, полная
наслаждения или подобная углям пылающим, как это свойственно
праведникам, чье вещество очистилось, и как известно,
что Даат[19]
- это ощущение душой и заключены в нем Хесед и Гвура[20],
и все же "я всегда с Тобой", ибо материя не препятствует
единению души со светом - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, наполняющего все миры, и как сказано: "И тьма не
скроет [меня] от Тебя"[21].
И в свете этого становится понятным, почему так строго
запрещается работать в субботу и есть квасное в Песах
и то, что это запрещение одинаково для всех, ибо даже
в душе невежды и совершенно необразованного человека
светит свет святости субботы и праздника и душа его
осуждается на наказание "карет" и "скила"[22]
за нарушение этой святости. И даже малейшая примесь
квасного и -перенесение мукцэ[23] наносит
ущерб святости, которая в душе его, так же как и святости,
которая в душе праведника, ибо у всех нас одна Тора.
(Написано "скотами" во множественном числе, и это намек,
указывающий на то, что пред Ним, благословенным, даже
категория высшего знания [даат элъон], заключающая
в себе Хесед и Гвура, подобна скотам и телесному действию
по отношению к свету Эйн Софа, как сказано: "Ты всех
их мудростью сделал"[24],
и эта категория называется Бегейма раба [Великое животное],
как об этом говорится в другом месте. И это - имя Бан[25],
числовое значение которого равно числовому значению
слова бегейма, которая перед миром Ацилут.)
[1]
Мишлей, 27:19.
[2]
Ийов, 25:3. То есть их бесчисленное"множество.
[3] Даниэль, 7:10. Их этого стиха следует,
что количество их ограничено.
[4]
Хагига, 136.
[5]
В гл. 20.
[6]
Йешаягу, 6:3.
[7]
Брейшит, 42:9.
[8]
Из пасхальной Гагады.
[9]
Шмот, 3:8.
[10]
Гл. 23.
[11]
Тикуней Зогар, тикун 1.
[12]
Слово лекадеш ("освящать") означает также
"заключать брак".
[13]
Брейшит, 2:24.
[14]
Ваикра, 20:26.
[15]
Бемидбар, 15:40,41.
[16]
Кидушин, ЗЗа.
[17]
Ср. гл. 14.
[18]
Тегилим 73, 22, 23. Этот стих объясняется также
в гл. 18.
[19]
В Тегилим 73, 22 сказано: "И не знаю (вело
эда)". Из этого ясно, что речь идет о категории
Даат.
[20]
То есть любовь и страх. Ср. конец гл. 3.
[21]
Тегилим 139, 12.
[22]
Преждевременная смерть и убиение камнями.
[23]
Все предметы, которыми нельзя пользоваться в
субботу. К ним запрещается даже прикасаться.
[24]
Тегилим 104, 24.
[25]
При написании названий букв имени Гавайе ["йод"-"гей"-"вав"-"гей"]
есть несколько возможностей: "йод"-"вав"-"далет" (название
буквы "йод") - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") -
"вав"-"алеф"-"вав" (название буквы "вав"). - "гей"-"алеф"
(название буквы "гей") или "йод"-"вав"-"далет" (название
буквы "йод") -"гей"-"гей" (название буквы "гей") -"вав"-"вав"
(название буквы "вав") - "гей"-"гей" (название буквы
"гей") и т. д. Имя Бан получается при втором из приведенных
написаний. Числовое значение всех букв этого имени -
52: 20 (10+6+4) + 10 (5+5) + 12 (6+6) + 10 (5+5), или,
если записать его еврейскими буквами, - "бейт" (2) -
"нун" (50) - Бан.
|