И дополнительно объясним выражение "чтобы это
сделать"[1].
Постараемся также понять хотя бы отчасти цель сотворения
средних, нисхождения душ средних в этот мир и облечения
их в животную душу, происходящую от "клипы"
и стороны "ситра ахра", ибо на протяжении
всей своей жизни они никогда не смогут изгнать ее и
отеснить[2]
с ее места из левой полости сердца так, чтобы не исходили
от нее думы к мозгу, ибо суть и сущность животной души,
которая от "клипы", остается у них во всем
своем прирожденном натиске и силе, и только одеяния
ее не облекаются в их теле, как об этом говорилось выше[3].
А если так – зачем низошли их души в этот мир,
чтобы напрасно трудиться, да сохранит Всевышний, всю
жизнь бороться с дурным влечением, если они [никогда
не смогут совсем] его победить? [И сказанное далее]
да будет им утешением, которое утешит их вдвойне и поможет
им, и возрадуется их сердце во Всевышнем, пребывающем
с ними в их Торе и служении.
И прежде всего приведем комментарий януки (в
книге "Зогар", глава "Балак")[4]
на стих "Глаза мудреца – в голове его"[5]:
«Где же должны быть глаза у человека и т. д.? И, наверное,
стих этот следует так понимать. Мы учили, что человеку
запрещается пройти четыре локтя с непокрытой головой.
По какой причине? Ибо Шхина пребывает на голове его.
У всякого мудрого человека глаза его и все, что есть
у него, "в его голове" – в Том, Кто
находится и пребывает над его головой. И если у него
есть глаза, он должен знать, что свет, сорящий над его
головой, нуждается в масле. Ибо тело человека –
фитиль, на котором загорается свет. И воскликнул царь
Шломо: "И да не будет недостатка в масле на голове
твоей"[6].
Светильник над то* ловой человека нуждается в масле,
то есть в добрых делах. Таков смысл слов: "Глаза
мудреца – в голове его"». Здесь кончается
цитата.
Смысл этого примера – где свет Шхины сравнивается
со светом свечи, который без масла не светит и не связан
с фитилем, точно так же Шхина почиет на теле человека,
сравниваемом с фитилем, только тогда именно, когда есть
добрые дела, и недостаточно Б-жественной души, частицы
Б-га свыше, чтобы для фитиля было масло, – ясен
и понятен каждому сведущему человеку. Душа человека
– даже совершенного праведника, служащего Всевышнему
в страхе и любви, полной наслаждения[7],
– все же не теряет совсем собственного существования
в такой степени, чтобы она перестала быть [как нечто
самостоятельно существующее], соединившись со светом
Всевышнего на самом деле и став [с Ним] одним и единым
в абсолютном единении, но человек – некто отдельный,
полный трепета пред Всевышним и любви к Нему. Иначе
дело обстоит с заповедями и добрыми делами, они –
желание Его, благословенного, а желание Его –
источник жизни всех миров и творений, нисходящий к ним
через многие сжатия, утаение внутреннего аспекта высшего
желания Его, благословен Он, и нисхождение ступеней
до тех пор, пока они смогут возникнуть и быть сотворены
из ничего как нечто отдельно существующее и не теряют
своего существования, как объяснялось выше[8].
Иное -заповеди, они внутренний аспект желания Его, благословенного,
где совершенно нет утаения внутреннего; их жизнетворность
не есть ни в коей мере отдельно [от Него] существующее,
но она едина с Его, благословенного, желанием и включена
в Него, и они абсолютно одно в совершенном единении.
Осенение Шхиной есть раскрытие в чем-либо Б-жес-тва
Его, благословенного, и света – Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он. То есть это нечто включается в свет
Всевышнего и совершенно не имеет в Нем своего существования,
и только тогда в этом нечто пребывает и раскрывается
единый Б-г; но во всем, что не отдано Ему так, что оно
совершенно перестает существовать, свет Всевышнего не
пребывает и не раскрывается. И даже если речь идет о
совершенном праведнике, приверженном Ему в великой любви[9],
мысль его совсем не постигает Всевышнего. Подлинный
смысл слов "Всевышний есть Б-г истинный"[10]
-это Его единственность и единство. Только Он есть,
а кроме Него, нет абсолютно ничего[11].
И потому мысль этого любящего Его человека, который
есть нечто существующее, а не ничто, совершенно Его
не постигает, и свет Всевышнего не пребывает и не раскрывается
в нем, [но это может быть только] через исполнение заповедей,
которые есть желание и мудрость Его, благословенного,
на самом деле, безо всякого утаения внутреннего*.
И как я слышал от моего учителя, мир ему, объяснение
и смысл сказанного в книге "Эц хаим", что
свет – Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он,
даже с миром Ацилут един только тогда, когда Он до того
облекается в сфиру Хохма, а именно – потому, что
только Эйн Соф, благословен Он, истинно един, ибо только
Он есть и нет ничего, кроме Него, а понимание этого
и есть ступень Мудрости [Хохма] и т. д.
И вот, когда человек изучает Тору, душа его, а это
его Б-жественная душа и два ее единственных внутренних
одеяния, силы речи и мысли, включаются в свет –
Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и едины с Ним
совершенным единством, и это – осенение Шхиной
его Б-жественной души, как сказали наши мудрецы, что
"даже когда один сидит и изучает Тору, с ним Шхина"[12].
Но для того, чтобы привлечь свет и отражение Шхины
также и к телу и к животной душе, витальной душе, в
действительности облеченной в его теле, человек должен
исполнять заповеди, связанные с действием, которое непосредственно
совершается самим телом, ибо тогда сама сила тела, которая
в этом действии, включается в свет Всевышнего и Его
желание и вступает в Ним в совершенное единство, и это
- третье одеяние Б-жественной души. Тогда и витальная
душа, которая в самом его теле, происходящем от "клипат
нога", из зла обращается в добро и на самом деле
включается в сторону Кдуша совершенно так же, как и
Б-жественная душа, так как именно она [сила витальной
души] действует и совершает действие заповеди, без нее
Б-жественная душа совершенно не действовала бы в теле,
ибо она духовна, а тело материально и вещественно, и
среднее между ними – витальная животная душа,
облеченная в кровь человека, которая в его сердце, и
во все тело.
И хотя суть и сущность животной души, которая в его
сердце, то есть ее дурные нравственные качества, все
еще не включились в сферу святости, все же – так
как они покорились стороне Кдуша и помимо воли отвечают
"амен" и принимают и соглашаются из-за усиления
Б-жественной души исполнять заповеди, которые в мозгу,
властвующем над сердцем, и они в то время в состоянии
изгнания и сна, как объяснялось выше[13],
– поэтому это не есть препятствие осенению тела
человека Шхиной в то время. А именно – сила витальной
души, облеченная в исполнение заповеди, на самом деле
включается в свет Всевышнего и едина с Ним совершенным
единством и тем самым привлекает отражение [Его света]
на всю витальную душу, которая во всем теле, а также
и на материальное тело, окружая его сверху с головы
до ног. И об этом сказано: "Шхина почиет на голове
его"[14].
Именно "на". То же относится и к сказанному:
"На всяком собрании десяти почиет Шхина"[15].
И всякое привлечение света Шхины, то есть раскрытие
света – Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он,
не есть изменение, да сохранит Он [от подобной мысли],
в Нем, благословенном, не множественность [в Нем]. Как
рассказывается в трактате Сангедрин[16]:
«Сказал тот отступник рабану Гамлиэлю: "Вы утверждаете,
что на всяком собрании десяти почиет Шхина. Сколько
же Шхинот у вас?". И ответил ему: "Это подобно
солнечному свету, входящему через множество окон, и
т. д."». И разумеющий поймет.
[1]
В гл. 17 объясняется, что любовь, скрытая в сердце
человека "в сердце твоем", должна привести
к исполнению заповедей, в этом ее назначение. В этой
главе объясняется, почему недостаточно стремление к
Б-гу мыслью и чувством и что действие гораздо важнее
познания и ощущения.
[2]
В гл. 27 объяснялось, что каждый раз, когда человек
покоряет в себе дурное, радость наверху неизмерима.
Как отмечает последний Любавичский Ребе, для покорения
дурного влечения не нужно облечения Б-жественной души
в животную, эти две души должны противостоять друг другу
как враги, и Б-жественная душа, когда она побеждает,
должна действовать без участия души животной. Поэтому
понятно, что облечение Б-жественной души в животную
имеет дополнительную цель - покорение животной души:
не только совершение добра, но и обращение самого зла
в добро. Таким образом, средний, в котором животная
душа остается во всей своей силе, как будто этой цели
не исполняет и трудится напрасно. Однако из сказанного
далее (гл. 36 и 37) видно, что он не может воздействовать
на сущность животной души, но в состоянии воздействовать
на ее одеяния, и в особенности на ее силу действия,
и совершенно их изменить, обратив зло в добро.
[3]
В гл. 12.
[4]
Зогар, часть 3, стр. 187а. Янука означает
по-арамейски "мальчик" или "юноша".
Обычно, приводя цитаты из книги Зогар, автор не уточняет
точное место цитаты. Здесь не важно, кто этот мальчик,
ведь их несколько упоминается в этой книге, но все же,
кто он, не указано. В поколении раби Шимона бар Йохая,
автора книги Зогар, даже совсем молодые, мальчики, постигали
тайны Торы, ее внутреннюю часть. Точно так же и в период,
предшествующий приходу Машиаха. Именно стоящие на низкой
ступени в это время нуждаются в раскрытии внутренней
части Торы, то есть хасидизма. Кроме того, стоящий на
нижней ступени особенно хорошо ощущает необходимость
действия. Для того, чтобы создать Ему жилище в нижних,
необходимо привлечь Б-жественное влияние вплоть до низа
самых нижних ступеней мира.
[5] Когелет, 2:14.
[6]
Когелет, 9:8.
[7]
См. гл. 9 и 14.
[8]
В гл. 10, 21
и 22.
[9]
См. гл. 9.
[10]
Ирмеягу, 10:10.
[11]
Согласно Йешаягу, 45:6.
[12]
Авот, 3:6.
[13]
В гл. 13.
[14]
Авот, 3:6.
[15]
Сангедрин, 39а.
[16]
Сангедрин, 39а.
см. также Предметный
указатель Хохмо
|