И потому написано: "Ибо это тебе очень близко
и т. д."[1].
Ибо в любое время и в любой час во власти человека и
в его возможности удалить из себя дух глупости и забывчивость
и помнить и пробуждать в себе свою любовь к единому
Всевышнему, наверное, скрытую в сердце его, без всякого
сомнения. И потому написано: "и сердцем твоим"[2],
и включен сюда также и страх, а именно – никоим
образом не отделяться от единственности и единства Его,
благословенного, даже отдав жизнь свою на самом деле,
безо всякого обоснования и постижения разумом и лишь
в силу своей Б-жественной природы, а тем более –
сокрушая желания, что легче мук смерти. Ибо легче человеку
превозмочь дурное влечение [в области запрещенного,
о которой сказано:] "избегай зла"[3]
даже в отношении легчайшего нарушения запрета мудрецов,
дабы не нарушить воли Его, благословенного, ибо тем
самым, поступая так, человек отделяет себя от единственности
и единства Его совершенно так же, как при поклонении
идолам, а ведь в случае идолопоклонства он также может
потом совершить покаяние[4].
И хотя тому, кто говорит: "Согрешу, а потом покаюсь",
не предоставляют случая и т. д.[5],
то есть не поддерживают его, предоставляя условия, располагающие
к совершению покаяния, но если человек все превозмог
и покаялся – ничто не может устоять перед покаянием[6].
И все же каждый еврей готов отдать жизнь за Б-га, но
не поклониться идолам даже на минуту, и не рассчитывает
на то, что после этого он совершит покаяние –
в силу света Всевышнего, облеченного в душах евреев,
как говорилось выше[7],
Он же совершенно не связан со временем и часом, Он выше
времени и властен над ним[8],
как известно. То же и в области творения добра –
нужно восстать, как лев, со [всей] силой и мужеством
против дурного влечения, отяжеляющего тело и навлекающего
на него леность от категории [элемента] земли, что в
животной душе, дабы человек не утруждал свое тело [и
не принуждал его к] расторопности во всякого рода усилии
и тяжелом труде при служении Всевышнему, а для этого
ведь необходимы усилие и труд, как, например, [необходим]
труд для углубленного изучения Торы, и [не только мыслью,
но и] устами не прерывая занятия ею, как сказали наши
мудрецы, благословенной памяти: "Человек должен
постоянно предаваться изучению Торы, как бык под ярмом
и как осел под ношей"[9],
а также и в молитве, сосредоточив внимание и мысль и
всю свою силу на самом деле, а также и в служении Всевышнему
своим имуществом, как пожертвование
[из него] и тому подобное, – из всего того, с
чем воюет дурное влечение и всячески ухищряется, дабы
охладить душу человека, [убеждая его] не пренебрегать
своим имуществом и здоровьем тела. Устоять против него
и покорить его человеку очень легко, если он обратит
свое внимание на то,
что победить дурное влечение во всем этом и - более
того – поступать совершенно противоположным образом
намного легче, чем [вынести] муки смерти, да сохранит
Всевышний. А муки смерти, да сохранит Всевышний, он
принял бы с любовью и охотно, чтобы не стать отделенным
от единственности и единства Его, благословенного, даже
на минуту, поклонившись идолам, да сохранит Всевышний.
Тем более должен он [все] принять с любовью и о хотно,
чтобы навеки быть приверженным Ему. Когда этим служением
он исполнит желание Его, благословенного, в нем раскроется
внутренняя сторона высшего желания категорией внутреннего
великим раскрытием, без всякого утаения. А когда совершенно
нет никакого утаения внутреннего в высшем желании, тогда
нет совершенно ничего отдельного, такого, чтобы было
нечто само по себе. И потому его Б-жественная и витальная
души и их одеяния будут целиком едины совершенным единством
с высшим желанием и светом Эйн Софа, благословен Он,
как говорилось выше.
И это единство наверху вечно, ибо Он, благословенный,
и желание Его выше времени, а также и раскрытие желания
Его в Его речи, то есть в Торе, вечно, и как сказано:
"И слово Б-га нашего устоит навеки"[10],
и "слова Его живы и сущи и т. д."[11],
и "не заменит и не изменит Закон Свой навеки и
т. д."[12].
Но внизу оно во времени и только в то время, когда
человек занят Торой или заповедью. Ибо затем, если он
занят чем-либо другим, он отделен от высшего единства
внизу, а именно – если человек занят совершенно
пустым, совсем не нужным для служения Всевышнему. И
все же когда он затем возвращается к служению Ему, к
Торе и молитве, и просит прощения у Всевышнего за то,
что он мог в то время заниматься Торой и не сделал этого,
Всевышний простит его, как сказали наши мудрецы, благословенной
памяти: "Нарушил позитивную заповедь и совершил
покаяние, тот- ' час же ему прощают"[13].
Для этого установлено благословение "Прости нам",
[которое произносится] три раза ежедневно[14]
за грех небрежения Торой, от которого никто не может
быть избавлен ни на один день. И это как жертва "тамид",
искупающая [нарушения] позитивных заповедей. И это не
подобно говорящему: "Согрешу, а потом покаюсь",
разве что в самый момент совершения греха человек полагается
на покаяние и потому грешит, как говорится в другом
месте.
Из этого ясно, почему Моше Рабейну, мир ему, повелел
в книге Дварим поколению* вступившему в Страну Израиля,
ежедневно дважды в день читать "Шма", дабы
принять на себя ярмо Царства Небесного вплоть до пожертвования
жизнью, а ведь уже обещано было им: "Страх и боязнь
перед вами наведет Всевышний на всю землю и т. д."[15].
Однако
[Моше повелел им это], ибо осуществление Торы и ее заповедей
зависит от того, помнит ли человек постоянно о своей
готовности отдать жизнь Всевышнему ради Его единственности,
и она должна быть неизменной в сердце его всегда и на
самом деле, днем и ночью, и не удаляться из памяти его,
ибо так он сможет устоять против своего дурного влечения
и всегда его побеждать, в любое время и в любой час,
как говорилось выше.
[1]
Дварим, 30:14.
[2]
Там же. Написано увильвавха, а не увелибха,
с двумя буквами "ламед", что комментируется:
обоими влечениями - влечением к добру и влечением ко
злу. А влечением ко злу человек служит Б-гу, избегая
зла,
и потому в слове увильвавха включен также и страх
- нежелание оторваться
от Б-га, источника всякой жизни и существования.
[3]
Тегилим, 34:15, 37:27.
[4]
Человек готов отдать жизнь, но не отступиться
от Всевышнего, поклонившись "иным богам",
- это должно распространяться на все запреты, ведь нарушение
всех запретов отделяет от Б-га. Если же считают, что
нарушение остальных запретов не ведет к столь радикальному
разрыву, то ведь и в случае идолопоклонства возможно
покаяние. Таким образом, нет причин, чтобы готовность
к высшей жертвенности в исполнении запретов не распространялась
бы на все запреты в одинаковой степени.
[5]
Йома, 9.
[6]
Кидушин, 40а.
[7]
В гл. 19.
[8]
Так как Он выше времени, поэтому то, что у нас
кратковременно,
у Него вечно (то, что в стороне Кдуша, вечно, а то,
что в противоположной стороне, искореняется покаянием).
Так как Он властен над временем, кратковременное может
быть обращено в длительное.
(Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)
|