И чтобы подробнее объяснить слова януки, приведенные
выше[1],
нужно прежде объяснить - так, чтобы в какой-то мере
это стало ясным, - понятие пребывания Шхины. Шхина пребывала
в Святая святых, а также в других местах, где Она пребывала.
Как это понимать? Ведь слава Его наполняет всю землю,
и нет места, где бы Он не был. [Чтобы в этом разобраться,
следует исходить из того, что] написано: "И из
плоти моей узрю Б-га"[2].
Подобно тому, как человеческая душа наполняет все 248
членов тела, от головы и до ног, и все же в основном
душа пребывает в мозгу его, и из мозга она распространяется
во все члены, и каждый член получает от нее жизнетворность
и силу, подходящую для него, в соответствии с его составом
и" свойством: глаз - чтобы видеть, ухо - чтобы
слышать, рот - говорить, ноги - ходить, как это явно
ощутимо, ведь мозг чувствует всякое сообщение влияния
248 членов и все с ними происходящее. Однако разнообразие
сил и жизнетворности в членах тела не зависит от души,
от сущности ее и сути. Суть ее и сущность не подразделяется
на 248 частей, облекающихся в 248 местах, в соответствии
с формой и расположением членов тела, ибо в таком случае
сущность и суть ее должна была бы иметь материальную
структуру, и образ, и форму в соответствии с формой
тела, да сохранит Всевышний от подобной мысли, но она
вся - одна простая духовная сущность, лишенная всякой
материальной структуры и ограничений пространства, меры
и границы, свойственных материальному, так как она -
суть и сущность души, а о сути и сущности нельзя сказать,
что она находится в мозгу, который в голове, в большей
степени, чем в ногах, так как суть и сущность ее не
связаны с понятием и категорией материального пространства
и ограничения, и лишь 613 видов сил и жизнетворное™
заключены в душе, в ее сути и сущности, дабы стать явными
и выйти из потенциального состояния и оживлять 248 членов
и 365 кровеносных сосудов, находящихся в теле, через
их облечение в ви-тальную душу, которая также заключает
в себе эти 248 и 365 [видов] сил и жизнетворности.
И о проистечении всех 613 видов сил и жизнетворности
из души, где они находятся в состоянии утаения, к телу,
дабы его оживлять, сказано, что в основном место и пребывание
этого проистечения и этого раскрытия целиком в мозгу,
который в голове. И потому мозг первым получает надлежащую
ему силу и жизне-творность в соответствии с его сложением
и свойством, и это - Хохма, Бина и Даат, и силы мышления,
и все, что имеет отношение к мозгу, и не только это,
но и общность всех проистечении жизненной силы к остальным
членам также заключена и облечена в мозгу, который в
голове, и там - основа и корень этого проистечения в
состоянии раскрытия света и жизненной силы всей души
в целом, а оттуда распространяется отражение ко всем
остальным членам, и каждый из них получает силу и жизнетворность,
для него подходящую, в соответствии с его составом и
свойством. Сила зрения раскрывается в глазу, а сила
слуха - в ухе и т. д. И все силы распространяются
от мозга, как известно, и там - основное место пребывания
всей души в состоянии раскрытия, ибо там раскрывается
в общем распространяющаяся из нее жизнетворность. Только
силы общей жизнетворности светят и распространяются
оттуда ко всем органам тела, подобно свету, распространяющемуся
и светящему от солнца в самые укромные уголки (и даже
сердце получает от мозга, и потому мозг властвует над
ним по природе своей, как о том уже говорилось[3]).
И совершенно так же, если воспользоваться этим как
сравнением, Эйн Соф, благословен Он, наполняет все миры,
дабы их оживлять. А в каждом мире есть бесчисленное
и неограниченное множество творений, несметное множество
видов ступеней ангелов и душ и т. д. А также и множество
миров бесконечно и неограничено, один выше другого и
т. д. А суть и сущность Эйн Софа, благословен Он, одинакова
по отношению к верхним и к нижним, подобно душе, как
о том говорилось выше и как сказано в книге "Тикуней
Зогар": "Он - Сокровенное всех сокровенных",
то есть даже в верхних сокровенных мирах Он утаен и
скрыт внутри них так же, как Он утаен и скрыт в нижних
мирах, ибо "мысль совершенно не постигает Его"
даже в верхних мирах. И значит, так же, как там Он есть,
совершенно так же Он есть и в нижних.
Разница между верхними и нижними мирами - в 'проистечении
жизнетворности, которую Эйн Соф, благословен Он, продолжает
вниз и светит в состоянии раскрытия утаения (и в этом
одна из причин, что влияние и проистечения жизнетворности
называются светом в порядке сравнения), дабы оживлять
миры и творения, которые в них. Верхние миры получают
[жизне-творность] немного более явно, чем нижние, и
все творения в них получают каждое в соответствии с
силой его и свойством, и это - свойство и категория
частного проистечения, которое Эйн Соф, благословен
Он, продолжает вниз и [которым] светит каждому из них.
А нижние миры, даже духовные, не получают [жизнетворности]
столь явным образом, но во многих одея-. ниях, в которые
Эйн Соф, благословен Он, облекает жизнетворность и свет,
которые Он продолжает вниз и которыми светит им [мирам],
дабы их оживлять. И столь крепки и сильны одеяния, в
которые Эйн Соф, благословен Он, облекает свет и жизнетворность
и в которых Он скрывает их до такой степени, что Он
сотворил ими непосредственно этот материальный и вещественный
мир, и дает ему существование, и оживляет его жизнетворностью
и светом, которые он продолжает вниз и светит [ими]
ему, свет, облеченный, и прикрытый, и утаенный во многих
и сильных одеяниях, скрывающих и утаивающих свет и жизнетворность
до такой степени, что не виден и не ощутим никакой свет
и [никакая] жизнетворность, а только материальные, вещественные
тела, которые кажутся безжизненными, но в них есть свет
и жизнетворность, из ничего постоянно вызывающий их
к существованию, дабы они не стали снова полным небытием,
как это было прежде. И этот свет - от Эйн Софа, благословен
Он, и только Он облекся во многие одеяния. И как сказано
в книге "Эц хаим", что свет и жизнетворность
материального земного шара, видимого телесным глазам,
- от [ступени] Малхут сфиры Малхут мира Асия, а в ней
- Малхут мира Йецира и т. д., так что внутри всех -
десять сфирот мира Ацилут, единых с Эманирующим, Эйн
Софом, благословен Он.
[1]
В гл. 35.
[2]
Ийов, 19:26.
[3]
В гл. 12.
|