Еще пусть обратит свое сердце к тому, чтобы исполнить
слова мудрецов: "Будь смиренным духом перед каждым"[1].
Будь [таким] на самом деле перед каждым без исключения
человеком, даже перед самым легкомысленным из всех.
А именно – согласно сказанному нашими мудрецами:
"Не суди своего товарища, пока не окажешься на
его месте"[2].
Ибо место [положение], в котором он находится, является
причиной его грехов, так как для заработка он вынужден
на целый день уходить на рынок, быть одним из тех, которые
"сидят по угл'ам [улиц]"[3],
глаза его видят все вызывающее жажду, и глаз видит,
и сердце волнуется, и страсть его горит как пылающая
печь пекаря, как сказано у пророка Гошеа: "Горит
она пламенем огненным"[4].
В ином положении находится тот, кто редко выходит на
рынок, бблыпую часть дня проводит дома, а если даже
и выходит на рынок на весь день, возможно, он по природе
своей не так горяч, ибо влечение не во всех душах одинаково,
у одних оно и т. д., как говорится в другом месте.
Но на самом деле и тот, кто очень горяч по природе
своей и ради заработка должен весь день быть одним из
"сидящих по углам", не может этим оправдать
свои грехи, и он называется абсолютным грешником за
то, что нет в нем страха перед Всевышним. Ибо он должен
был сдержать себя и овладеть духом жажды в своем сердце,
движимый страхом перед Всевышним, Который видит все
его дела, как сказано выше[5],
ибо мозг по природе своей господствует над сердцем.
И на самом деле нужна великая и неустанная борьба,
чтобы, будучи движимым страхом перед Всевышним, сломить
влечение, горящее как пламя огненное, и это [рассматривается]
как великое испытание. Поэтому каждый человек в соответствии
с тем, каково его положение и ступень его в служении
Всевышнему, должен продумывать и проверять себя, служит
ли он Всевышнему в такой степени и таким образом, [чтобы
можно было это посчитать] такой великой борьбой и таким
испытанием, – будь то в позитивных заповедях,
как, например, в служении сосредоточенной молитвой,
когда изливается душа перед Всевышним действительно
изо всех сил, до конца исчерпав [силы] души, великой
борьбой борясь с телом и с животной душой, которые в
нем и которые 'препятствуют [этой] сосредоточенности,
топча их и сокрушая в прах перед молитвой утром и вечером
ежедневно, а также и во время молитвы духовным и физическим
усилием, как это подробно объясняется далее[6].
И каждый, кто не достиг этого и не борется с телом в
такой великой борьбе, тот все еще не пришел к степени
войны с влечением, горящим как пламя огненное, дабы
покорить его и сломить из страха перед Всевышним.
То же и в отношении благословения после еды и всех
благословений, которые произносятся, когда человек испытывает
какое-либо удовольствие, и в отношении исполнения заповедей
[благословений], которые [должны произноситься] с сосредоточенным
проникновением в их смысл. Не говоря уже о тех заповедях,
которые [должны исполняться] "ради самих этих заповедей".
То же и в отношении занятия Торой – следует изучать
намного больше, чем [к этому побуждает собственное]
желание и воля по своей природе и по привычке, [а это
возможно лишь при] упорной борьбе с телом. Ибо тот,
кто изучает чуть больше, чем [он к тому склонен] по
природе, борется совсем немного, и тогда это не подобно
войне с влечением, пылающим как огонь, а человек называется
абсолютным грешником, если он не побеждает свое влечение,
дабы покорить его и сломить перед Всевышним.
Какова разница между велениями: "избегай зла"
и "твори добро"[7]?
Все это – веления Короля святого, единого и единственного,
благословен Он. То же и в отношении остальных заповедей,
и особенно тех, которые связаны с имуществом человека,
как служение [Б-гу] благотворительностью и т. п.
И даже в отношении веления "избегай зла"
– каждый мыслящий человек может обнаружить в душе
своей, что он не совсем избегает зла полностью и во
всем – в том, с чем он должен вести великую борьбу
так, как об этом говорилось выше, и даже менее того,
например прервать приятную беседу или рассказ о чьих-либо
недостатках, даже если это дурное незначительно и чрезвычайно
легковесно, даже если это и правда и даже если человек
это рассказывает, чтобы себя оправдать, как известно
из того, что сказал раби Шимон своему отцу, нашему святому
Раби [Йегуде Ганаси]: «"Не я это написал, это написал
Йегуда Хайта". И сказал ему: "Остерегись злословия"»
(см. Гмара, трактат Бава батра, начало гл. 10[8]).
Можно это сказать в отношении очень многих распространенных
поступков, а особенно в связи с обязанностью освящать
себя в дозволенном, это веление Торы, как написано:
"Святы будьте и т. д."[9],
"И ос-вятитесь и т. д."[10].
А кроме того – веления мудрецов строже велений
Торы и т. д.[11].
Но все это и этому подобное – из тех грехов, которыми
пренебрегают, от частого их совершения они стали также
[ощущаться людьми], как нечто дозволенное[12].
Но на самом деле, если это человек знающий, предающийся
изучению Торы и желающий близости к Б-гу, грех его непростительно
велик. И из-за того, что он не борется и не пересиливает
свое влечение в [такой] степени, [что это можно посчитать]
великой борьбой, как говорилось выше, вина его во много
раз больше вины самого легкомысленного из "сидящих
по углам", далеких от Всевышнего и Его Торы. Если
они и не покоряют свое влечение, горящее как пламя огненное,
не будучи движимы, страхом перед Всевышним, понимающим
и видящим все их дела, их вина не так велика, как вина
того, кто-близок ко Всевышнему, и к Его Торе, и к служению
Ему. И как сказали наши мудрецы, благословенной памяти,
об Ахере: "Ибо знал он славу Мою и т. д."[13].
И потому о невеждах наши мудрецы говорят, что сознательно
совершенные ими грехи рассматриваются как совершенные
несознательно[14].
[1]
Авот, 4:10.
[2]
Там же, 2:4.
[3]
Бездельники. До того речь шла о человеке, трудящемся
весь день, далее упомянуты бездельники, чтобы показать,
что автор имеет в виду человека, который и в остающееся
у него свободное время не занимается изучением Торы,
а предается пустому. (Из пояснений последнего Любавич-ского
Ребе.)
[4]
Гошеа, 7:6.
[5]
В гл. 12 и 19.
[6]
В гл. 42.
[7]
Разница между позитивными заповедями (обобщенными
в велении "твори добро") и негативными ("избегай
зла") существует, она объясняется в начале третьей
части книги Тания. Здесь же имеется в виду, что по отношению
ко Всевышнему, Который дал заповеди, все одинаково.
[8]
Бава батра, 1646.
[9]
Ваикра, 19:2.
[10]
Ваикра, 20:7.
[11]
Мишна, Сангедрин, 11:3; Брахот, 36; Авода зара,
41а; Рош- Гашана, 19а; Йевамот, 856. Есть мнение, что
освящение себя в дозволенном заповедано не Торой, а
велением мудрецов. Это, однако, существенно не изменяет
сказанного, так как "веления мудрецов строже велений
Торы".
|