Все вышеуказанные категории и ступени [любви] происходят
от правой стороны и категории когена, мужа милосердия,
и называются они Кесеф гакоганим[1],
как написано: "Желанием возжелал ты дом Отца своего"[2].
Но есть еще категория любви, которая выше всех [других],
как золото предпочтительнее серебра, и это - любовь,
подобная углям пылающим, [происходящая] от категории
Высших Гвурот сфиры Бина Илаа[3],
а именно - когда через размышление о величии Эйн Софа,
благословен Он, о том, каким образом все пред Ним как
совершенное небытие, разгорится и распалится душа, [стремясь]
к сиянию великолепного учения Его, дабы созерцать славу
Царя, подобно углям пылающим, сильному пламени, возносящемуся
ввысь, [стремясь] отделиться от фитиля и древесины,
которые оно охватило, то есть через усиление Б-жественного
элемента огня в Б-жественной душе, - и от этого душа
приходит к жажде, как сказано: "Душа моя Тебя жаждет"[4],
а затем к ступени, [на которой она становится] "больной
от любви"[5],
а затем к исходу души [из тела] на самом деле, как сказано:
"Также и изошла душа моя"[6].
С этим связана природа левиим[7],
[которые] внизу (а в будущем, когда мир возвысится,
они будут коганим, и, как говорит раби Ицхак Лурия,
благословенна его память, о стихе "И коганим, и левиим"[8],
что нынешние левиим в будущем будут коганим). Служение
же левиим заключалось в том, что они возносили благозвучно
голос свой в благодарении пением и музыкой, верной и
приятной интонацией, "стремясь и возвращаясь"[9],
а это и есть та сильная любовь как пламя, исходящее
из молнии, как сказано в Гмаре (Хагига, раздел 2)[10].
И это невозможно достаточно ясно объяснить письменно,
но всякий сердечный и разумный человек, разумеющий в
этих вопросах и углубляющийся [в них, чтобы] связать
свое знание и постижение со Всевышним, найдет добро
и утаенный свет в своей рациональной душе, каждый в
меру своего разумения (один впечатляется [одним] и пр.,
а другой впечатляется [другим] и пр.), после того, как
он предварит это страхом перед грехом, совершенно избегая
зло, чтобы грехи не отделяли и т. д., да сохранит Всевышний.
Служение того, кто занимается Торой и заповедями под
влиянием этой сильной любви, происходит только в направлении
"возвращения"[11],
как сказано в книге "Сефер Йецира": "И если бежит твое
сердце, возвратись к Единому". То есть "бежит твое сердце"
- это желание души, которая в сердце, в правой его полости,
когда оно усиливается, и разгорается, и распаляется
весьма сильно, до исхода души [из тела] на самом деле,
дабы излиться в лоно Отца своего, Жизни жизней, благословен
Он, и выйти из пленения своего в вещественном и материальном
теле, и стать приверженной к Нему, благословенному,
тогда пусть человек обратит свое сердце к словам мудрецов:
"Ибо поневоле ты живешь"[12]
в этом теле, [душа находится в нем] и его оживляет,
чтобы привлечь книзу высшую жизнь от Жизни жизней, благословен
Он, с помощью Торы жизни, дабы в нижних стало жилище
для единства Его, благословенного, в категории явного
раскрытия, как то уже объяснялось и как сказано в священной
книге "Зогар": "Дабы был Единый в едином", и это означает,
что сокровенное единство будет в состоянии раскрытого
мира.
И сказано о том: "Иди, мой друг, [навстречу невесте]"[13].
И в свете сказанного понятны слова наших мудрецов, благословенна
их память: "Поневоле ты живешь и поневоле и т. д."[14].
И тогда что значит желание человека? И как в другом
месте[15]
подробно объясняется это место из Мишны: "Поневоле ты
живешь", то есть с помощью Жизни жизней, благословен
Он.
[1]
Это выражение можно прочесть двояко: "стремление
(косеф) - к священному" или "священное серебро
(кесеф)". Подобно этому в стихе "Желанием возжелал
[нихсоф нихсафта]" слова нихсоф и нихсафта
имеют тот же корень - "коф"-"самех"-"пей".
[2]
Брейшит, 31:30.
[3]
Хохма и Бина, сфирот интеллектуального порядка,
соответствуют Хесед и Гвура, сфирот эмоционального порядка!
[4]
Тегилим 63, 2.
[5]
Шир гаширим, 2:5.
[6]
Тегилим 84, 3.
[7]
Коганим - категория Хесед, а левиты - Гвура.
[8]
Йехезкель, 44:15.
[9]
Подобно тому, как в книге пророка Йехезкеля (1:14)
сказано об ангелах: "А хайот стремятся и возвращаются".
[10]
Хагига, 136.
[11]
Как объясняется далее, под словом "бежит" подразумевается
стремление ко Всевышнему. Возвращение же - движение
противоположное, когда наперекор естественному стремлению
души ввысь к Б-гу, своему Источнику, она обращается
вниз, к жизни в этом мире, дабы здесь служить Ему, ибо
таково Его желание и цель сотворения всего сущего.
[12]
Авот, 4:22.
[13]
"Мой друг, навстречу невесте" - сокровенное единство.
Оно станет явным в категории Невесты, и это сфира Малхут,
так как она - источник сотворения миров, а далее - раскрытие
единства в душах евреев и в нашем мире.
[14]
Авот, 4:22.
[15]
Тора Ор 2а; 25b и др.
|